Первый министр обороны суверенного Казахстана Сагадат Нурмагамбетов попал в забавную ситуацию, будучи в Берлине. Уточним — будучи там воином Советской армии, громившей фашистскую Германию.
Сагадат Нурмагамбетов — Герой Советского Союза, удостоен высшей награды Республики Казахстан «Халык кахарманы», первый министр обороны Казахстана. Пересказывать его боевую и послевоенную биографию я не берусь, а вспомню лишь эпизоды из его фронтовой юности и послепобедного триумфа.
Сразу же оговорюсь, что первую историю сам генерал армии мне подтверждать не стал, ухмыльнулся, хохотнул, сказал, что где-то он такое уже слышал, и рассказал другую, связанную с первой тем, что речь и там и здесь шла о его юном возрасте.
В 1945 году 25 мая Сагадату, повоевавшему к тому времени изрядно, исполнился только 21 год.
А в апреле, штурмуя рейхсканцелярию фашистов, он командовал батальоном и был уже в звании майора!
А история первая — ту, что уже будучи министром обороны Сагадат Нурмагамбетов не опроверг, но и не подтвердил — следующая.
…Едва отгремели последние выстрелы и разрывы гранат, к поверженной рейхсканцелярии подкатил автомобиль с легендарным маршалом Жуковым, руководившим операцией по взятию Берлина.
Маршалу-победителю, конечно же, было интересно заглянуть в очередное логово самого главного противника Адольфа Гитлера. Жукову доложили, что захват сверхважной цитадели фашизма совершили бойцы батальона, которым командовал майор Нурмагамбетов.
Выскочив из машины, маршал распорядился:
— Командира батальона ко мне!
Порученец бросился исполнять команду, но где в кромешной мгле среди чумазых пехотинцев найдешь комбата? К тому же многие были в плащ-накидках, под которыми не различить погоны. Порученец командующего увидал самого молодого из стоящих рядом бойцов, который почему-то намеревался подойти поближе к Жукову, схватил его за полу плащ-накидки и приказал:
— Мигом разыщи командира батальона и к маршалу! Давай, паренек, бегом!
Паренек не поспешил исполнять распоряжение, только обиженно глянул на подполковника
Тот было открыл рот, чтобы рявкнуть на недотепу, но не успел.
— Я и есть командир батальона, майор Нурмагамбетов! – представился Сагадат.
— Как!?- опешил подполковник и пристально всмотрелся в безусого юнца.
Тот откинул плащ-накидку и показал погон с большой звездочкой.
— Иди, докладывай! – только и успел сказать порученец, перехвативший нетерпеливый колючий взгляд маршал, как будто бы укорявший: мол, чего ты телешься?
Жуков тоже озадачился юным возрастом комбата:
— Молодец, джигит! Будешь представлен к награде, и немалой. А пока… — он снял с руки часы, — дарю на память о нашей победе!
И маршал, и майор, и только что совершившие подвиг солдаты его батальона знали, что победа за ними.