18+
Нур-Султан
Сейчас
25
Завтра
9
USD
378.01
-1.00
EUR
420.88
-2.36
RUB
5.84
-0.06

Как индийские слоны сорвали митинг большевиков в Верном

История алматинского цирка богата невероятными случаями и замечательными сюжетами из жизни артистов и животных. Парочку таких расскажем вам.

nastol.com.ua

Где базар, там и публика

Когда-то цирковые коллективы, гастролировавшие в Верном, а потом Алма-Ате, выступали под куполом своеобразного брезентового шатра, который поначалу устанавливали в районе Зеленого базара, а затем уже практически на месте сегодняшнего Театра им. Ауэзова.

В мае 1920 года большевики Верного решили организовать воскресник – прообраз будущих коммунистических субботников. Решили, да вот беда – в эти дни давал представления цирк-шапито.

— Ну и что? – спросите вы. — Причем здесь цирк и добровольно-бесплатный, как тогда говорили, освобожденный труд на общее благо?

Поясним. Но вначале несколько слов о цирке. Не подумайте, что дело происходило на том месте, где с 1972 года стоит нынешнее здание Казгосцирка. Нет, тогда там рос бурьян на древних сакских могильниках  да молодой пальметный сад только-только зачинался. И было это не на левом берегу Весновки, как тогда звалась речка Есентай. В 50-60-е годы прошлого столетия ежегодно по весне в канун летних каникул тут ставился шатер для цирковых гастролеров. Пустынен был сей брег в мае 1920 года. Потом на этом месте, чуть западнее, в 1981 году построят Театр имени М. Ауэзова.

Однако цирк, о котором мы ведем речь, располагался в районе нынешнего Зеленого базара.

А чего было тащиться к черту на кулички, то есть в Кучегуры – окраину Верного, где нынче и цирк, и театр, и Центральный стадион, и даже Дворец Бракосочетаний! А где базар, там и публика.

Слоны — «антисоветчики»

Короче говоря, расположился шапито вольготно, занял почти всю прирыночную площадь, имея на то веские основания: в программе работали два индийских слона, а им пространство требовалось немалое.

И надо же такому случиться, что митинг по поводу воскресника, проводимого под эгидой поддержки советской власти, установленной в городе Верном всего-то полтора года назад, 15 февраля 1918 года, был назначен рядом.

Прозвучали торжественные речи и призывы, прогремело несмолкаемое «Ура!», военный духовой оркестр грянул марш, и радостно настроенная голытьба двинулась на очистку верненских улиц, как в атаку на белоказаков. Митингующим предстояло пройти колонной, в которой уже запели хором хит того времени «Как родная меня мать провожала…», мимо цирка.

В одном из его шатров стояли слоны, привязанные цепью за ногу к бревну. Настроение у них было трусливо-агрессивное: испугавшись орущей толпы и громоподобных звуков оркестра, индийские гости начали переминаться с ноги на ногу. Потом движения их переросли в раскачивание туловищ, а когда колонна поравнялась с ними, слонов охватила паника. Рванулись они на волю.

Цепи выдержали натяжку, бревна поддались слоновьей мощи. Хорошо, что пока слоны рушили шапито, чтобы обрести волю, толпа успела выйти за пределы их досягаемости.

Однако песня сменилась на крики и стенания, оркестранты, побросав трубы, разбежались в разные стороны. И только музыкант-подросток с большим барабаном, из-за которого ему почти ничего не было видно, еще некоторое время бил колотушкой по натянутой коже своего важного для ритма всего оркестра инструмента.

Под эти четкие буханья народ разбегался в разные стороны: кто по улице Торговой на восток, кто на запад; другие — по Пушкинской на север и юг. Под один удар барабанщика некоторые успевали сделать восемь шагов!

Слоны же помчались, насколько это позволяли привязанные к их ногам бревна, вниз от базара к Ташкентской аллее

За время бега они снесли и раскатали по дороге несколько ларьков и лотков, искалечили лошадь, запряженную в телегу, а само транспортное средство разметали по жердочке. Но не потому что злились на играющих, поющих, а затем орущих людей, а с перепугу. К тому же тяжелые оковы стерли им ноги в кровь. Все вместе и заставило их мчаться без остановки, куда глаза глядят.

Они остановились у сенного базара, что в ту пору занимал площадь на углу нынешних улиц Суюнбая и Райымбека. Успокоил гигантов дрессировщик, вернув их к вечеру в отремонтированный к тому времени шапито.

Иллюстративное фото — photo.ru

Представление продолжилось, но теперь, мгновенно оповещенная молвой, публика старалась не визжать от восторга. Да и аплодировали люди не так громко, как раньше. Вечером того же дня недобитые представители старого режима злопыхали на кухнях: вот, мол, даже слоны и те не приемлют новый режим с его дурацкими лозунгами…

Негр уехал, а цирк остался

Читая воспоминания старейшего циркового артиста и педагога А. Сосина и его жены иллюзионистки З. Тарасовой, находим любопытные страницы из жизни нашего города времен революции и гражданской войны. Например, рассказ о необычных приключениях негра-циркача Кадора. Между прочим киноактера, сыгравшего роль «красного дьяволенка» в известном кинобоевике 1923 года «Неуловимые мстители».

Еще в 1916 году в Москву из Марокко приехала большая труппа акробатов-прыгунов. В их числе был негр Кадор, который через некоторое время оказался в труппе цирка Сосина в городе Верном. Переподготовка к новому номеру у Кадора не заладилась, и через некоторое время он заявил своему руководителю:

«Хватит с меня, пойду на фронт, там большевики за свободу бьются для всех угнетенных и негров…»

Спустя какое-то время он явился в цирк в полной красноармейской форме. Артисты встретили героя так радостно, что парень расплакался. В кругу друзей Кадор рассказал, как воевал с белоказаками. В самый разгар боя его красная рота отступала. У парня подвернулась нога, он не мог бежать, а белые уже приближались. Негр повалился на землю и притворился мертвым. Вдруг услышал, как совсем близко остановились казаки.

— Этот, верно, давно тут лежит. Гляди, как почернел! – сказал один беляк другому.

— Загнил уже, точно! – буркнул второй.

Кадор не понял, что казаки говорят о нем, и приподнялся, чтобы посмотреть на мертвеца. А белые, увидев, что «черный труп» зашевелился, а потом и поднялся на локте, будто собирался встать на ноги, дико закричали и бросились прочь.

Кадор, все еще не понимая, что происходит, заковылял им вслед. В этот момент беляки оглянулись и обомлели от ужаса: «черный труп» двигался за ними. Казаки припустились бежать быстрее. В штабе они доложили, что видели на поле брани воскресшего из мертвых.

Военачальник приказал разыскать живой труп «красного дьяволенка», приказ был исполнен. Покойник, оказалось, свободно говорит по-французски и по-английски, весьма умен и изворотлив. Было решено оставить его при штабе порученцем. Но через несколько дней красные перешли в наступление.

— Догоняй нас! — услышал он слова начальника штаба.

Но лошадь несла Кадора в другом направлении, туда, где слышалось мощное «ура» красных…

Сегодня уже невозможно представить наш город без оригинального здания Казахского государственного цирка, построенного в 1972 году по проекту архитекторов В. Кацева и И. Слонова. Во внешнем виде здания они постарались соединить черты современных форм и линий и традиционных культурных традиций Казахстана.

buro247.kz

Стоит отметить, что задумка оказалось очень удачной. Здание Алматинского цирка имеет свой неповторимый образ, шарм и зрительно отличается от других цирков того периода. Зал может вместить 2 160 человек.