Место первой женщины-кандидата в президенты неожиданно заняла представитель партии «Ак жол», депутат мажилиса Дания Еспаева. Каковы ее шансы на победу, мы увидим уже 9 июня. Вместе с тем, выдвижение на пост главы государства женщины — для Казахстана явление качественно новое, пишет ИАЦ МГУ.
Дания Еспаева родилась в 1961 году в Актюбинской области. В 1982 закончила Алматинский учетно-кредитный техникум, в 1993 — Казахскую государственную Академию управления Алматы, получив экономическую специальность. В течение многих лет Еспаева возглавляла филиалы крупнейших банков в Актобе. Согласно официальным данным, Дания Мадиевна более 14 лет являлась членом комиссии по делам семьи и женщин при областном акимате.
Для Казахстана представленность женщин в органах государственного управления — вопрос довольно сложный. По данным Forbes.kz,
доля женщин-госслужащих на руководящих должностях в РК составляет около 39,5% (9 569 из 24 209),
дам среди политических государственных служащих поменьше – 9,3%. Нельзя сказать, что ситуация с представленностью полов не меняется с годами, прогресс очевиден.
В феврале 2018 в Казахстане заговорили о «феминизации» государственного аппарата. Началось все с того, что министром труда и социальной защиты населения была назначена Марина Абылкасымова, а председателем Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета стала Наталья Годунова.
Немного позже, в апреле 2018, Дана Жунусова и Мадина Жунусбекова получили должности вице-министров национальной экономики РК. Тогда в интервью корреспонденту Tengrinews.kz политолог Толганай Умбеталиева назвала громкие назначения женщин на ключевые посты в правительстве шагом к «гендерному равенству» в кадровой политике РК.
С другой стороны, по мнению главного редактора энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияра Ашимбаева, планируемой «феминизации» госаппарата не было, роль сыграла лишь «совокупность деловых качеств» женщин.
Стоит заметить, что уже в сентябре 2018 Жунусова покинула свой пост, а Абылкасымову с февраля 2019 заменил в должности Бердибек Сапараев.
Между тем представленность женщин среди госслужащих в Казахстане оставляет желать лучшего. Среди руководства Администрации президента, состоящего из 13 представителей, единственной женщиной является Алия Ракишева, занимающая пост заместителя руководителя Администрации.
В обновленном кабинете министров трудятся две представительницы женского пола: заместитель премьер-министра Гульшара Абдыкаликова и министр образования и науки Куляш Шамшидинова. Учитывая, что всего кабмин состоит из 18 членов вместе с самим премьер-министром.
Среди 49 депутатов сената женщин пять, включая самую влиятельную женщину в государстве, занимающую должность председателя сената парламента Даригу Назарбаеву. В мажилисе представленность женщин шире: из 107 мест — 29, среди них и Дания Еспаева.
Еще больше женщин госслужащих являются заместителями при высокопоставленных персонах: вице-министры, заместители акимов городов республиканского значения и областей. Вместе с тем, женщин- акимов областей или городов республиканского значения в РК нет. Становится понятным, что
Казахстану следует пройти долгий путь на пути к равному представительству мужчин и женщин на высших постах
Радует, что государство уже доказало, что умеет путем последовательных мер решать проблемы, в долгосрочном планировании Казахстану нет равных. Тем не менее вопрос прихода женщин к власти на самые высокие позиции в государстве больше связан с текущим раскладом дел, а не с перспективами.
Сегодняшние женщины-политики могут являться потенциальными, но крайне редко реальными кандидатами на ключевые посты. Частично за это ответственен культурно-исторический фактор.
С другой стороны, многие эксперты говорят о недостаточном уровне подготовки женщин-кандидатов, отсутствии у них политического авторитета. Женщина-президент даже для современного и быстро развивающегося Казахстана скорее эксперимент, а не обоснованная необходимость.
По мнению политолога Султанбека Султангалиева, «женщина-президент Казахстана — очень увлекательный проект»
В Казахстане проектам и новым стратегиям всегда рады. Но в политике, в сфере, где для рядовых казахстанцев гарантирована стабильность и необходим влиятельный и сильный лидер, им места пока нет.