Даже не меняя персоналии, он обеспечивает лояльность к себе исполнительной власти.
До выборов меньше двух месяцев, а кандидат от правящей партии до сих пор не определен. Что происходит в политическом истеблишменте? Об этом разговор с политологом Данияром Ашимбаевым.
— Объявлены внеочередные выборы. Если Токаев мог просидеть до декабря, тогда зачем и почему было сделано это заявление?
— Технически он мог сидеть до апреля 2020 года, когда истекали полномочия, на которые избирался Нурсултан Назарбаев. Сразу возникла дискуссия, почему бы не провести выборы в декабре, поскольку есть конституционная норма, по которой очередные выборы должны проходить в первое воскресенье декабря. То есть сократить полномочия на 4 месяца с тем, чтобы вернуться к конституционной норме. Она редко соблюдается, но в основном законе присутствует. За все годы в декабре выборы проходили только два раза.
Сама смена власти для Казахстана – вещь очень новая. За три десятилетия это происходит второй раз. Возникла масса дискуссий
Тем более, выдвижение Дариги Назарабаевой на пост спикера сената вызвало разговоры о ее возможности стать президентом и что Токаев преемник технический. Но на мой взгляд, даже если эта процедура была нонсенсная, времени на раскрутку мало.
Если бы Назарбаев хотел передать власть кому-нибудь другому, это было бы сделано 19-20 марта. Но власть передали Токаеву.
Думаю, что аппарат Токаева начал привыкать, население понемногу тоже. И сейчас делать маневры с другим преемником было бы сложно. С другой стороны, досрочные выборы решают несколько важных вопросов. Первое – обеспечение политической легитимности президента и политического режима в стране. Поэтому, опираясь на всенародные выборы, править намного проще, чем если бы это было как в нынешнем варианте, после принятия полномочий.
— Второе – Токаев сейчас играет на опережение. За ним фактор новизны, а также политический, административный, финансовый и прочие ресурсы. И у него со всеми ровные отношения. Истеблишмент его признает. И ему самому сейчас очень выгодно иметь мандат от избирателей. Третье – понятно, что за все эти годы у нас в стране тема самой любимой дискуссии — кто будет вторым президентом.
Мы видели немало случаев, когда те или иные представители истеблишмента пытались бросить вызов Нурсултану Назарбаеву
У нас за это время и возможных, и самозваных преемников поменялось десятка 3-4.
Но есть полдюжины человек, которых и молва, и в коридорах власти неоднократно называли в качестве вероятных наследников. У многих есть амбиции. Поэтому тянуть до апреля и даже до декабря означало бы, что у кого-то эти амбиции могли бы прорезаться в более серьезной форме. Могли начаться какие-то подковерные игры.
— Вспомнить даже это нелепое дело пивного короля из Шымкента, который почему-то желал быть вице-президентом страны. И не имея на то никаких политических возможностей, тем не менее обзавелся складами оружия. Поэтому понятно, что затягивать с выборами было бы чревато.
И Токаеву выгодно провести выборы сейчас, чтобы ни у кого не было времени на раскачку и объединение в антитокаевскую фронду
Тем более, за ним сейчас поддержка первого президента и аппарата. Так что провести выборы сейчас – сыграть на опережение и заодно решить очень важный вопрос – презентовать себя электорату.
Надо понимать, что хотя Токаев один из старейших политических игроков в стране и занимал крутейший для дипломата пост заместителя генерального секретаря ООН, широкие массы его знают не так хорошо. Все-таки внешняя политика и парламентская деятельность населению не так известны.
Кроме того, есть такие вопросы, на которые всем хотелось бы получить ответы. Прежде всего касающиеся национальной языковой, социально-экономической политики и так далее.
Намного проще презентовать кандидата во время предвыборной кампании – совместить приятное с полезным
Поэтому все эти вопросы решили надолго не откладывать, пока не возникли какие-то проблемы в отношениях в высшем руководстве и пока все факторы работают на Касым-Жомарта Кемелевича. Думаю, этим кандидатом он и будет.
— В случае гипотетического конфликта первого президента со вторым по тем или иным вопросам у первого есть возможность апеллировать к населению и элите.
Назарбаев олицетворяет скорее преемственность курса, у него сейчас масса возможностей контролировать ситуацию
При нем были приняты многие кадровые решения. Силовики лояльны прежде всего ему. И такой политическая ситуация может быть долго.
Токаев и Назарбаев не будут конфликтовать по тем или иным вопросам. Они будут находить компромиссные решения, чтобы их курсы не противоречили друг другу, в том числе и по кадровой политике. Тем более, что Токаев дипломат, а это определяет его дипломатический характер в пользу компромиссных решений. Он ни с кем не аффилирован. А это большое пространство для маневра.
И сейчас в качестве преемника Назарбаева он практически идеален
У него нет стимула что-то у кого-то отбирать или что-то менять, есть международный авторитет и определенное уважение к элите. У него всегда со всеми группами были ровные отношения. Сейчас мы уже видим, что он делает какие-то шаги, ведущие к укреплению его власти, но это его право. Токаев пытается подстроить аппарат под себя даже не меняя персоналии, но обеспечивая лояльность к себе исполнительной власти.