Ташкентский особняк сбежавшего в США узбекистанского олигарха Дмитрия Лима выставили на торги – и это последнее, что осталось от его поистине огромного богатства. Многое из которого, кстати, после «конфискации» пропало бесследно.
До 2010 Лим был директором крупнейшего в Узбекистане оптового рынка продуктовых, промышленных и строительных товаров – ОАО «Караван базар» («Урюкзар»). А еще, по слухам, контролировал целую сеть оптово-розничных рынков, пишет AsiaTerra. После побега принадлежащая ему собственность была конфискована.
Начальная цена за участок с расположенными на нем строениями, неподалеку от здания администрации Учтепинского района Ташкента, назначена в 35,5 млрд сумов ($4,2 млн). Общая площадь — 4 300 га, площадь построек – 20 628 кв. м. Аукцион планируется провести 29 апреля.
Конфискацию собственности у одного из крупнейших бизнесменов Узбекистана впоследствии многие увязывали со словами президента Каримова. В конце 2009 года он объявил о начале борьбы с олигархами.
— Олигархов у нас не будет,- сказал он, выступая в День Конституции. — Если кто-то этого еще не понял, пусть имеет в виду.
Однако, иронизирует издание, полноценными олигархами были и оставались впоследствии обе дочери Каримова. А также целый ряд приближенных – председатель СНБ Рустам Иноятов, председатель Государственного налогового комитета Батыр Парпиев, генпрокурор Рашид Кадыров, вице-премьер Рустам Азимов, управляющий делами президента Зелимхан Хайдаров, «авторитетный предприниматель» Салим Абдувалиев.
Генпрокуратура Узбекистана опровергла информацию о пытках экс-главы ведомства
Впрочем, олигархов помельче, «второго уровня», это действительно коснулось. Вскоре началась волна «наездов» на ряд состоятельных людей. В список попали исполнительный директор компании «Зеромакс» Миродил Джалолов, владелец «Капитал-Банка» и гостиницы «Узбекистан» Батыр Рахимов, владелец Алп-Жамол банка Мухиддин Асомиддинов, бизнесмен и спортивный деятель Гафур Рахимов и некоторые другие.
Разумеется, с сопутствующим отъемом их собственности
По всей вероятности, какие-то сигналы о предстоящем «раскулачивании» получил и Дмитрий Лим, председатель Наблюдательного совета ОАО «Караван базар», спонсор паралимпийской команды и, как впоследствии выяснилось, заядлый коллекционер раритетных автомобилей.
Понятно, что «хлебную» должность он занял не только из-за своих деловых качеств, но и благодаря поддержке высокопоставленных чиновников. Но на сей раз защитить его они не смогли.
Бизнесмен спешно перебрался в США, куда ранее уже успел отправить жену с маленьким сыном и, по-видимому, вывез часть своего состояния. А вот недвижимость пришлось бросить.
После нового года началось нашествие правоохранителей на «Караван базар». По сообщению СМИ, спецгруппа следователей Генпрокуратуры (ее возглавлял тот самый Рашид Кадыров, которого сейчас судят за вымогательство и организацию преступного сообщества) арестовала не менее пятидесяти двух человек. В том числе председателя правления рынка Нодира Рахматова, его заместителей, многих сотрудников и предпринимателей. Еще девятнадцать человек успели скрыться до начала арестов и были объявлены в розыск.
Против руководителей «Караван базара» возбудили уголовное дело по пятнадцати статьям Уголовного кодекса. Это нарушение правил торговли и уклонение от уплаты налогов, хищения и подделка ценных бумаг, нарушение таможенного законодательства и незаконная торговая или посредническая деятельность, выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности и т. д.
Самого Лима Генеральная прокуратура Узбекистана обвинила в нанесении государству ущерба на 607,5 млрд сумов (около $226,5 млн по тогдашнему курсу)
В рамках «погашения ущерба» у него было конфисковано все, что представляло какую-либо ценность. Ушли особняк, драгоценности, а также большая коллекция ретро-автомобилей. По одним данным, их было 77, по другим – 82.
СМИ писали, что коллекция состояла из самых разных экспонатов, начиная от спортивных мотоциклов и советских автомобилей и заканчивая раритетным Porsche цвета «бордовый металлик» 1988 года выпуска. Список изъятого имущества, золотых украшений и автомобилей состоял из 2 страниц и 10 приложений.
Тогда же было объявлено, что конфискованные машины займут место в новом, специально для этого создающемся музее.
«Эти автомобили станут основой коллекции создаваемого впервые в Узбекистане Музея ретро-автомобилей и мотоциклов», — проинформировало радио «Озодлик». Уточнив, что в настоящее время они «изучаются искусствоведами Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана».
По данным радиостанции, принадлежащие предпринимателю здания планировалось перевести на баланс государства, а 15 новых машин передать в Таможенный комитет.
После этого разговоры о создании автомобильного музея надолго стихли. В 2014 году журналисты попытались выяснить, что там с обещанным музеем. Оказалось, он так не был создан.
Раритетные автомобили и драгоценности сбежавшего предпринимателя бесследно исчезли. По высказанному предположению, они стали собственностью высших руководителей Службы национальной безопасности.
Следы их всплыли в конце ноября 2015 года, после того как Узбекистан объявил в международный розыск 56-летнего бывшего главу Интерпола в республике, полковника СНБ и предпринимателя Юрия Савинкова. Он был задержан в Москве и передан Ташкенту.
Незадолго до этого Гульнара Каримова в ходе своего противостояния со спецслужбами писала, что он был одним из тех, кто занимался выводом «честно заработанного» чекистской верхушкой в Латвию через специально созданный для этого банк.
После передачи Савинкова радио «Озодлик» сообщило, что в Ташкенте конфискована принадлежавшая ему коллекция дорогостоящих и антикварных автомобилей. Согласно распространенной информации, в ней числилось 33 экземпляра.
Было высказано мнение, что собирать дорогие авто Савинков стал только в 2010 году, после бегства Дмитрия Лима и ареста владельца холдинга «Капитал» и гостиницы «Узбекистан» Батыра Рахимова (у него был единственный в Узбекистане автомобиль Bentley GT Coupe, стоимостью как минимум $200 тыс.). Он же потом и обнаружился в доме главы Интерпола.
По официальным данным,
у него также были найдены 32 картины, за несколько лет до этого похищенные из Государственного музея искусств Узбекистана
Впоследствии СМИ сообщили, что он получил тюремный срок за разграбление, коррупцию и вывоз из страны иностранной валюты в крупном размере. Известно, что он был отправлен в «милицейскую» колонию в Бекабаде.
Большая чистка Мирзиёева: как он укрепляет свое положение — исследование
Таким образом, автомобили присвоил непосредственный подчиненный тогда председателя СНБ Рустама Иноятова, а ныне занимающего должность госсоветника президента. И, кстати, неизвестно, куда делись машины, изъятые у Савинкова. Где Porsche цвета «бордовый» металлик и роскошный Bentley?
Что касается огромной усадьбы Лима, ей долго не могли найти применения. Сначала там планировалось устроить детсад, затем открыли спортивно-оздоровительный комплекс «Фозилтепа». В 2016 году там по неизвестной причине произошел пожар, сгорел дом с зимним бассейном, от которого остались лишь развалины.
Высказывалось предположение, что он был подожжен специально, чтобы скрыть следы разграбления.
В 2018 году на этой территории открылся автомобильный музей. Основу его составила оставшаяся часть коллекции Дмитрия Лима. Но, как сообщали СМИ, многие из авто в столь плохом состоянии, что годятся разве что на металлолом.
«Среди построек выделялся двухэтажный резной и расписной коттедж, который журналисты прозвали «пряничным домиком» за сходство с домиком ведьмы из сказки братьев Гримм про Гензель и Гретель. Разнообразные скульптуры из корейских сказок, фонтанчики и маленькие арыки, мостики через искусственные пруды, золотистые черепашки и витые лестницы с коваными перилами – все это великолепие говорит о том, что жил тут человек с большими деньгами и неопределившимся вкусом», — писал корреспондент издания «Фергана» в январе 2018.
Дело с музеем почему-то не заладилось. Несколько месяцев назад он уже не работал, а редким посетителям охранники говорили, что комплекс закрыт на ремонт.