…Первым почувствовал недомогание и обратился к врачу бригадир. Установить диагноз не представлялось возможным. А руки его, некогда спокойно отрывавшие от пола пару мешков цемента, слабели и усыхали день ото дня. И это было только началом расплаты за великие грехи…
Во второй половине 20-го века Алматы претерпевал очередной бум реконструкции и строительства. Экскаваторы и бульдозеры перепахивали всё и вся. Где-то сносили лачуги и хижины, где-то пришлось сравнять кладбищенские холмики… А что было делать? Город рос, народ в нем плодился и размножался, постоянно прибывал. А с жильем была вечная напряженка. Одно из многочисленных верненских кладбищ было ликвидировано на слиянии улицы, ныне носящей имя Исы Байзакова, и проспекта Райымбека, тогда — дороге на Ташкент. Там строили новые здания и расширяли улицы. Не тронули лишь святое захоронение батыра Райымбека (позже над его могилой установили памятный мемориал).
Дома росли ввысь. Строители трудились ударными темпами, одновременно наблюдая, как паломники, пришедшие помолиться на священном мазаре, что-то аккуратно закапывали в землю.
Из любопытства или по чьей-то подсказке кто-то из работяг, улучив момент, взял да и раскопал оставленное молящимися. Оказалось, что пришедшие вымолить некую милость, зарывали в землю монеты. Небольшие суммы, но все-таки деньги!
Примеру первого «кладоискателя» последовали другие члены бригады.
Сложилась система: бригадир выставлял одного из работяг в дозор. Тот забирался повыше и помечал место «клада», чтобы вечером, без траты времени на поиск, спокойно умыкать денежки паломников.
Особо не богатели, но на пиво или портвейн сумма набиралась
Так и промышляли новоявленные «коты» и «лисы», если сравнивать ситуацию с отрицательными персонажами сказки про Буратино – жадюгами Лисой Алисой и Котом Базилио.
Напомним: всегда и везде, старший или начальник — первый ответчик. Так случилось и в нашей истории. Сначала бригадир строительной «шайки» почувствовал со здоровьем неладное и бросился к врачу. Как уже говорилось, установить диагноз не смогли. А мужчина, здоровяк и весельчак, усыхал и слабел на глазах, мрачнел и постоянно боязливо оглядывался.
Потом вдруг сорвался с почти покатой крыши и сломал обе ноги «дозорный»…
От острого приступа аппендицита, вовремя не прооперированного, скончался тот, кто первым раскопал схрон паломников.
Короче говоря, в той или иной мере пострадали все, кто прикасался к деньгам. Невредим остался лишь один местный житель, верующий, казах. Он-то и рассказал мулле о происходящем.
Священнослужитель прибыл на стройку, но поскольку русского языка не знал, произнесенной им проповеди никто не понял.
Казах как мог перевел его слова: богатые, здоровые и счастливые люди на поклонение к святым местам не приходят, сюда идут страждущие бедняки. Вместе с деньгами они символически зарывают в землю свои беды…
Дух Райымбека разгневался и послал их недуги на тех, кто позарился на крохи паломников
… Дом, который возводился корыстной бригадой, был завершен в последнюю очередь и совсем другими строителями.
Увы, но и на других окраинах Алматы были уничтожены кладбища. Не случайно нынче в некоторых зданиях кому-то видятся прозрачные силуэты, парящие над полом, плавно перемещающиеся из комнаты в комнату, проникающие сквозь стены…
Нельзя осквернять память предков.
И особенно тех, кто при жизни был велик и почитаем, о ком в веках хранится память
И здесь кстати вспомнить: когда близ Алматы создавалось Капчагайское водохранилище, под затоплением могла оказаться могила Отеген батыра. Люди этого не допустили. С величайшей осторожностью и почтительностью останки национального героя были перенесены в другое место, где и покоиться ему в веках, оказывая помощь всякому, пришедшему поклониться праху его.
… Не нами то придумано, и не след забывать: чужое возьмешь – без штанов, а то и без здоровья останешься.