18+
Нур-Султан
Сейчас
22
Завтра
26
USD
386.82
0.00
EUR
428.67
0.00
RUB
5.86
0.00

АНК как ресурс мировоззренческого климата в стране

Современный Казахстан выступает уже как очаг Евразийской идентичности,  как ее этнокультурный архетип. И в этом огромная роль Ассамблеи народа Казахстана.

Флаг Казахстана

Такого мнения придерживается Анатолий Башмаков, член Совета Ассамблеи народа Казахстана, доктор экономических наук, академик КазНАЕН.

Ассамблея народа Казахстана – мощная духовная скрепа казахстанского общества, нравственный инструмент нашей идентичности, камертон, определяющий тон национального самочувствия казахстанского общества.

Это его иммунная система и прививка от таких инфекций, какими являются ИГИЛ, радикализм и салафизм.

Созданная 1 марта 1995 года Первым Президентом — Елбасы Н.А.Назарбаевым Ассамблея народа Казахстана – это институт, не имеющий аналога в мировой практике. Это уже по-настоящему настоящая школа казахстанского патриотизма, академия духа.

За все эти годы АНК развивается и вширь, и вглубь. Когда мы определяем как новое качественное  развитие АНК, вглубь, то вкладываем в это понятие расширения методологических функции и духовных инструментов в работе аппарата Ассамблеи.

За это время были созданы общественные структуры АНК: советы общественного согласия, клуб журналистов, совет матерей, научно-экспертный совет, молодежное движение «Жаңғыру жолы», ассоциация предпринимателей АНК и другие.

К таким вновь созданным институтам, входящим в структуру АНК, можно отнести и республиканскую Ассоциацию кафедр АНК.

Первая кафедра Ассамблеи народа Казахстана была создана 28 июня 2013 года в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева. В этот день был подписан Меморандум о сотрудничестве АНК и ЕНУ им. Л.Н.Гумилева.

«Выражая готовность, — записано в этом документе, — взять на себя ответственность за обеспечение незыблемости курса Елбасы на построение социального государства, в котором высшей ценностью является человек».

Кроме этого самого основополагающего критерия в Меморандум включены и такие базовые задачи, как формирование национального единства, основ гражданской идентичности, высокой культуры межнациональных и межрелигиозных отношений.

Предметом настоящего Меморандума является сотрудничество сторон в пропаганде и разъяснении казахстанской модели Н. Назарбаева.

Словом, университет взял на себя  ответственность создания специальной кафедры, которая служит сегодня в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева духовным, методическим и мировоззренческим форпостом.

Кафедра АНК – не типовая и не классическая с точки зрения ее привычного понимания. Она отличается своей функциональной определенностью.

У нее триединая задача: это – образовательная функция. Здесь разработан и ведется курс «Рухани жаңғыру».

Кроме того, кафедра АНК – это, своего рода трибуна Ассамблеи народа Казахстана, ее рупор и мегафон. Здесь, на кафедре, проходят плановые «Круглые столы», научно-практические конференции, семинары-практикумы, встречи с известными и авторитетными людьми Казахстана.

И третья функция – это научно-исследовательская работа.

Сегодня таких кафедр, созданных в университетах, ведущих вузах и колледжах, сорок две. Ведь в регионах Казахстана этническая картина не однородная. И здесь необходимо сотрудничество местных АНК с кафедрами региональных университетов.

Только в прошлом году кафедрами АНК проведено 50 круглых столов, организовано  30 лекториев, проведено 15 массовых акций, 18 конкурсов, 17 научно-практических конференций, 40 научно-методических семинаров.

На республиканском уровне прошли 6 научных конференций, а на международном уровне  организовано 3 круглых стола и 5 международных научных конференций.

В январе 2019 года Казахским национальным педагогическим Университетом им. Абая введена дисциплина «Казахстанская модель межэтнического согласия Н. А. Назарбаева» для студентов первого курса.

Цивилизационный выбор, сделанный Казахстаном в пользу сбережения культурного многообразия, оказался не только дальновидным, но и глубоко продуманным.

У нас каждый «культурный тип» и этнос дополняет другие культуры, как недостающий звук, который не сливаясь и не поглощаясь другими звучаниями создает с ним особый аккорд. В этом важнейший смысл и предназначение казахстанской модели и в целом нашей гражданской идентичности. Созданные кафедры в стране это – надежный и уже испытанный арсенал в работе по формированию мировоззренческого климата в стране.

Сегодня кафедры АНК – очень необходимый и эффективный инструмент по реализации гуманистической программы «Рухани жаңғыру» и модернизации общественного сознания.

В целях координации работы всех кафедр АНК в 2014 году была создана республиканская Ассоциация, объединившая все кафедры в одну общественную организацию.

Как правило, Ассоциация растет за счет вновь созданных кафедр АНК, в основном, инициативным путем.

На мой взгляд, назрела необходимость создания таких структур во всех университетах страны. Причем, уже в обязательном порядке. Это требование времени и потребность образовательного процесса. Ведь образование – это когда образовывается личность, гражданин. А кафедры АНК – это, — инструмент воспитания особого, трепетного отношения молодого человека к Родине и Отчизне.

Еще А.Рерих говорил: путь к образованию и в науку лежит через овладение духом. То есть через воспитание, дух и культуру.

Сегодня у нас нет важнее задачи, чем воспитание человека, любящего свой край, свою землю, свой народ. Предложенный Елбасы курс на модернизацию общественного сознания – это не самоцель. Это огромная и системная работа. Причем работа не одного дня. Она не терпит парадности и кампанейщины. Альберт Эйнштейн говорил: «Легче расщепить атом, чем изменить сознание людей». Да и так понятно – трудно выйти из кризиса, если мы не изменим человека. А воспитать современного молодого человека, устойчивого к искушениям современного общества потребления – задача не из легких. В этой непростой работе велика роль нашей Ассамблеи и, конечно же, роль ее подразделений, какими являются кафедры АНК.

Ровно год тому назад Председатель Ассамблеи, наш Елбасы в своем докладе особо подчеркнул, и это впервые, роль кафедры АНК. Мы восприняли эти слова не только как признание их значения, но и как задачу сделать нашу работу еще более общественно полезной и эффективной.