Оправдываются ли прогнозы казахстанских экспертов по кадровым изменениям во власти? Политолог Марат Шибутов отследил перемещения по открытым рейтингам и сделал вывод, что коллективный разум ошибаться не может.
Всякий раз, когда происходят кадровые изменения, в адрес экспертов несется критика, что они это не предсказали. С одной стороны, непонятно, почему люди надеются, что им бесплатно будут рассказывать ценную информацию, которую можно хорошо продать. А с другой — есть недостаток внимания. Отслеживать перемещения можно и по открытым рейтингам, пишет ИА REGNUM.
Мы взяли данные рейтинга управленческой элиты Казахстана, который один раз в квартал составляется ОФ «Стратегия» под руководством Гульмиры Илеуовой. В рейтинг входят чиновники из элиты страны, которых оценивают по авторитетности, эффективности и перспективности. Эти три оценки дают общий средний балл, согласно которому и расставляются фигуры. Анонимно оценки выставляют 30 экспертов.
Берем самый простой случай — отставку Бакытжана Сагинтаева и назначение премьер-министром Аскара Мамина. Рассмотрим данные с начала работы правительства Сагинтаева — с 4 квартала 2016 по 4 квартал 2018, всего 9 рейтингов. Проанализируем для начала общий — по баллам и месту в рейтинге.
Если обратите внимание, разница между Сагинтаевым и Маминым была существенной только в первом рейтинге, затем 3 квартала сокращалась, следующие 3 квартала у Мамина оценки были выше, а после 2-го выравнялись. Чем объясняется это выравнивание ? Очень просто —
поскольку Сагинтаев так хорошо избегал отставки, которую пророчили, ему ставили лучшие оценки по авторитетности
Следовательно, общая оценка росла за счет этого.
С местом в рейтинге все выглядит нагляднее, но надо помнить, что чем меньше место, тем лучше. Сначала первые 3 квартала разрыв между премьером и его заместителем составлял 6−10 позиций, затем 2−3, причем в 3-х кварталах Мамин уже опережал Сагинтаева. В последние 2 квартала разрыв составлял вообще одно место.
Как видно, в 5-ти кварталах преимущество у Мамина, а в 4-х — у Сагинтаева. В целом эксперты оценивают успехи Мамина выше — в первую очередь за счет руководства казахстанскими железными дорогами. Против Сагинтаева играет его частая смена рабочих мест, которая не позволяла продемонстрировать больших достижений. Хотя о нем хорошо отзываются, как о руководителе Павлодарской области.
Что сказать о перспективности? Видно, как первые 4 квартала оценки Мамина по перспективности приближались к оценкам премьера, еще 4 квартала были выше, а в 9-м стали равны.
Когда зам считается перспективнее начальника, это ситуация, которая заканчивается предсказуемо
Это видно и по местам: в 9-м квартале из-за одинаковых баллов у них было 11-е и 12-е место одновременно, там равные результаты.
Фактически видно, что на старте работы нового правительства по поводу Бакытжана Сагинтаева был определенный период надежд, но позже сменился разочарованием и оценки снизились. Однако
его политическая выживаемость свидетельствовала, что он все же сильный аппаратный игрок,
и его оценки стали улучшаться. Поэтому Сагинтаев и остался в обойме, получив должность госсекретаря, а не советника или акима области.
У Аскара Мамина было наоборот — вначале у него был хороший рейтинг, но существенно уступающий премьер-министру. Однако со временем он все больше набирал вес, в первую очередь за счет эффективности. Так что смена была ожидаемой и предсказуемой.
Приведем пример с Бердибеком Сапарбаевым, который недавно как кризис-менеджер был перекинут с поста акима Актюбинской области на пост министра труда и социальных отношений. Берем рейтинг акимов по эффективности деятельности того же ОФ «Стратегия» за второе полугодие 2018 — у Сапарбаева 4-е место среди 18 акимов. О нем пишут:
«Аким Актюбинской области Б. Сапарбаев находится в списке лидеров рейтинга (4-е место). Его публичный образ достаточно противоречив: то, что подается в местной прессе в качестве хорошего примера работы акима, внешними экспертами воспринимается «в штыки» («участие в открытии «Макдональдса» добило остатки уважения к нему»).
Но если взять содержательную часть его работы, по мнению большинства,
«он «живчик», во все вникает, постоянно ездит по области, лично все сам проверяет и возраст ему не помеха»
Хотя у некоторых экспертов возникает впечатление, что в последнее время он «теряет контроль над ситуацией в области».
Если брать по отдельным показателям, у Сапарбаева:
Последнее связано с возрастом Бердибека Сапарбаева (66 лет, срок на госслужбе ему продлили только до 2021), однако в форс-мажорной ситуации это оказалось неважным.
О чем говорит проведенный нами анализ? О том, что один эксперт может ошибаться, но экспертное сообщество в целом выдает крайне реалистичную оценку, которую можно использовать для прикладных прогнозов. Нужно лишь постоянно отслеживать оценки и рейтинги в динамике.
Хорошо бы было иметь возможность смотреть, как меняются оценки отдельной персоналии в динамике за несколько лет. Думаем, что это даст очень интересные результаты, особенно в сопоставлении с событиями в политике и экономике страны.