18+
Нур-Султан
Сейчас
-2
Завтра
-2
USD
389.98
0.00
EUR
434.01
0.00
RUB
6.1
0.00

Положение детей-инвалидов в Казахстане оставляет желать лучшего — правозащитники

626

Казахстанская система образования изолирует от общества детей с инвалидностью. К такому выводу пришли эксперты международной правозащитной организации Human Rights Watch.

vybor.news

Согласно проведенному исследованию, дети в закрытых психоневрологических учреждениях интернатного типа практически не получают должного образования, пишет Sputnik Казахстан.

«Препятствием для инклюзивного образования в Казахстане являются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), оказываемые врачами и специалистами в сфере образования. Именно эти люди выдают заключение, в какой школе должен учиться ребенок.

Если говорить о важности заключения ПМПК, формально это является рекомендацией. Но многие родители говорили нам, что без нее детей не принимают в школу.

Кроме того, по их словам, обследования, проводимые этими специалистами, были поспешными и поверхностными», — сообщила Мира Ритман, старший исследователь Human Rights Watch по Центральной Азии.

По ее мнению,

дети с инвалидностью должны быть обеспечены услугами ассистентов, которые оказывают необходимую помощь

в усвоении школьного материала, учебниками со шрифтом Брайля, адаптированными и в аудиовизуальном формате, преподаванием на языке жестов для неслышащих, а также уходе за собой.

Учреждения отказываются принимать инвалидов

«Мы проинспектировали так называемые инклюзивные школы в Алматы и обнаружили, что дети могут сталкиваться с такими препятствиями, как отсутствие спецматериалов. Физически им сложно передвигаться по школе.

По нашей информации,

окончившие спецшколу не могут в силу некоторых обстоятельств получить высшее образование»,

— отметила Ритман.

По заявлению эксперта, родители детей с инвалидностью неоднократно сталкивались с проблемами в получении доступа к инклюзивному образованию, пытаясь отдать ребенка в детские сады.

«На законодательном уровне родители имеют право выбора между общеобразовательными и коррекционными дошкольными учреждениями. Однако на практике в некоторых общеобразовательных детских садах отказывались принимать детей с инвалидностью», — добавила Ритман.

Возвращаясь к теме ПМПК, эксперт заявила, что необходимо законодательно прописать, что это заключение не является обязательным требованием для зачисления в общеобразовательную школу.

«К обследованию должны привлекаться лица, которые осведомлены о способностях ребенка и необходимых ему приспособлениях», — заявила Ритман.

Из своего опыта

Студентка Акбота Онгарова неоднократно сталкивалась с такой проблемой, как отсутствие инфраструктуры для людей с инвалидностью.

«Я четыре года обучалась в художественной школе. Мне было сложно подниматься на верхние этажи, передвигаться было тоже затруднительно. На протяжении всей учебы мама каждый возила меня на такси.

Мне стало легче, когда в городе появилось инватакси. Но финансирование проекта прекратилось и он скоро закроется», — рассказала девушка.

Обсуждение темы инклюзивного образования Мира Ритман резюмировала тем, что правительство Казахстана должно разрешить детям с инвалидностью учиться в общеобразовательных школах и оказать им поддержку, которая позволила бы таким школьникам успешно учиться наравне с другими.