Февральская смена руководства Нацбанка явно не прибавила оптимизма казахстанцам, поскольку возглавивший его Ерболат Досаев заявил о приверженности противоречивой политике своего предшественника Данияра Акишева.
Начнем с того, что вопреки намерению Нацбанка удерживать годовую инфляцию в диапазоне 4-6% с последующим ее снижением к 4%-ной отметке, доля соотечественников, ежемесячно опрашиваемых исследовательской компанией «GfK Kazakhstan» и ожидающих ускорения роста потребительских цен в ближайшие 12 месяцев, увеличилась с январского уровня в 17,2% до 17,8% в феврале. Выросла и доля полагающих, что инфляция останется на нынешнем ее уровне, — с 37,6% до 41,2%. Тех же, кто ожидает, как и Нацбанк, замедления инфляции, стало меньше, поскольку их удельный вес снизился с 17,3% до 15,9%. Парадоксально, но при этом увеличилась доля респондентов, ставящих на ценовую стабильность, то есть на нулевую инфляцию, — с 6,4% до 6,8%. Зато явно стало меньше оптимистов, ожидающих снижения потребительских цен, — их доля опустилась с 3,6% до 3%.
На сколько, по вашему мнению, вырастут цены на продукты питания, непродовольственные товары и услуги в следующие 12 месяцев?
Источник: GfK Kazakhstan, Национальный банк РК.
В качестве своеобразной хохмы отметим заключительный пункт опроса, сводные данные ответов на который присутствуют только в результатах опросах, опубликованных в формате таблицы Excel. Вопреки снижению годовой инфляции в феврале до 4,8%, в вопросе утверждается следующее: «На данный момент годовая инфляция сложилась на уровне 6,5%. Целью Национального Банка к концу 2020 года является снижение инфляции до уровня 4%. Каким, по Вашему мнению, будет рост цен к концу 2020 года?». Судя по всему, в последний раз этот вопрос задавался респондентам в декабре прошлого года.
В России же, где теперь годовая инфляция выше по сравнению с Казахстаном, что превращает ее в экспортера ускоряющихся потребительских цен в нашу страну в силу огромного объема поставляемых товаров, инфляционные ожидания населения несколько отличаются. Согласно февральским данным опроса ООО «инФОМ», доля опрошенных россиян, ожидающих ускорения инфляции, не выросла, как у нас, а уменьшилась с 27% до 21%. е, — с 51% до 54%. Также в отличие от результатов опроса казахстанцев, в России выросла доля респондентов, ожидающих замедления инфляции, — с 6% до 7%, и снижения цен (с 51% до 54%). Зато, как и в Казахстане, увеличилась доля опрошенных, ставящих на сохранение нынешних темпов роста потребительских цен, — с 13% до 15%.
Как, по Вашему мнению, в целом будут меняться цены в следующие 12 месяцев?
Источник: ООО «инФОМ», Банк России.
Перейдем теперь к ожиданиям населения по динамике обменного курса национальных валют к доллару. В Казахстане за февраль доля опрошенных, ожидающих подорожания обменного курса тенге к доллару США поднялась до 68,0% с январского значения в 63,3%. За последние годы это один из месячных максимумов – больше было только в сентябре и октябре прошлого года. Доля же ставящих на стабильность обменного курса опустилась с 9,9% до 8,9%, как и тех, кто ожидает, что курс подешевеет, — с 5,6% до 5,5%. При этом нужно отметить, что в результатах опроса не указывается, какой период охватывают эти ожидания соотечественников.
Ожидания казахстанцев относительно обменного курса тенге к доллару США
Источник: GfK Kazakhstan, Национальный банк РК.
В России же длительность прогнозного периода для ответов респондентов указана и составляет год. Большинство опрошенных и там ожидают подорожания доллара, хотя в феврале доля таких респондентов снизилась до 46% с 50% в январе. На стабильность обменного курса российской валюты рассчитывают 27% тамошних жителей, тогда как месяцем ранее их было 23%. Примечательно, что при этом уменьшилась доля и тех, кто ожидает укрепления рубля, — с 8% до 6%, хотя в последнее время российская валюта заметно потеснила позиции «зеленого».
Ожидания россиян относительно изменения курса рубля к доллару США через 12 месяцев
Источник: ООО «инФОМ», Банк России.