На повышение зарплаты бюджетникам и работникам исполнительных органов районного и областного уровней будет выделено 980 млрд тенге. Дополнительные 300 млрд будут направлены на пособия для многодетных семей. Выдержит ли Нацфонд такую нагрузку? Расскажет экономист Айдархан Кусаинов.
Меры социальной поддержки, озвученные Нурсултаном Назарбаевым на февральском съезде партии «Нур Отан», можно назвать беспрецедентными, пишет ИАЦ МГУ. Впервые средства из Нацфонда в размере 1 трлн 350 млрд тенге были выделены не банкам или отдельным отраслям экономики, а на повышение зарплаты и пособий малоимущим казахстанцам.
Помимо этого президент поручил в течение 7 лет ежегодно выделять 50 млрд тенге на строительство 40 тыс. арендных квартир для многодетных семей в рамках программы «Нурлы жер» и такой же суммы Жилстройсбербанку для выдачи льготных жилищных займов под 2-3% многодетным, неполным семьям и семьям с детьми-инвалидами.
Эти инициативы казахстанским обществом в целом были встречены позитивно.
Однако также прозвучало мнение, что Казахстан постепенно превращается в страну халявщиков, иждивенцев и популистов
Высказывались опасения, что раздача пособий разгонит инфляцию. Правительство даже обвинили в расточительности на почве популизма. Выдержит ли казахстанский бюджет и Нацфонд этот курс в социальной политике?
Айдархан Кусаинов отметил, что каких-либо существенных сдвигов в социально-экономической политике казахстанского правительства, по сути, не произошло – просто людям решили дать деньги из Нацфонда.
«На реализацию всех заявленных мер будет направлено свыше 2 трлн тенге. Однако 1 трлн из этой суммы укладывается в рамки уже принятого 3-летнего бюджета. Просто будет перераспределение бюджетных расходов.
С точки зрения макроэкономики и затрат государства в социальной сфере принципиально ничего не изменилось. Единственное кардинальное изменение – повышение зарплат низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы и выделение пособий многодетным семьям — представляется как простая раздача денег населению из Нацфонда».
Выдержит ли Нацфонд подобные траты? Экономист полагает, что вполне «потянет».
Однако более важным является вопрос, будет ли достигнут благодаря этим мерам позитивный экономический эффект
«Полагаю, что нет. Потому что прямая мера раздачи денег самым бедным не рассчитана на экономический рост. Это не изменение экономической политики, это разовая акция, направленная на то, чтобы снизить социальную напряженность», — поясняет А. Кусаинов.
В то же время очевидно, что разовой раздачей 1 трлн 350 млрд тенге дело не ограничится – следующий 3-летний бюджетный цикл потребует аналогичных вливаний из Нацфонда.
«Проблема в том, что
принятая в Казахстане экономическая стратегия до 2025 года нацелена на рост ВВП, а не на рост доходов населения
И все механизмы, которые предусмотрены в этом документе, продолжают предыдущую экономическую политику, которой правительство придерживалось последние 10 лет. Принципиальных изменений в нее внесено не было – она была только слегка подретуширована», — говорит экономист.
Не позволят эти дополнительные денежные вливания и оживить потребительский рынок по причине своей мизерности в масштабах экономики, считает эксперт.
«Существенно повлиять на спрос на потребительском рынке выделяемые средства не смогут. Поясню, что речь идет о 10% беднейшего населения, которое большую часть своих расходов направляет на продукты питания.
Поэтому ощутимого толчка для развития «экономики простых вещей», о которой говорил в октябрьском послании президент Казахстана, эти деньги не дадут. Просто-напросто, потому что все они уйдут на еду», — убежден А. Кусаинов.
Вместе с тем подобные
разовые акции раздачи денег из Нацфонда таят в себе долгосрочные риски,
поскольку приучают население к определенной стратегии коммуникаций с властью.
«Мы подошли к следующему витку кризиса. Изменений в системных подходах экономической политики не произошло. Однако в результате бунтов многодетных матерей власти пошли на повышение пособий. Таким образом обществу дан совершенно четкий месседж: бунтуйте, митингуйте – и будут вам деньги», — констатирует эксперт.
В этом и состоит самая большая проблема. Собственно экономическая политика базируется не на доходах населения и не настроена на их рост. Она настроена на рост макроэкономических показателей, прежде всего ВВП. А он при текущей модели и структуре экономики не транслируется в рост доходов населения.
«Экономическая модель должна быть направлена на перестройку структуры экономики — с тем, чтобы рост ВВП действительно транслировался в рост благосостояния граждан.
Однако в настоящий момент экономическая политика на это не настроена. В результате мы получаем то, что имеем.
При такой политике благосостояние населения системно и последовательно расти не будет
В то же время мы наблюдаем подсаживание наших граждан на иглу дополнительных вливаний из Нацфонда. Их будут выдавать три года. Однако полагаю, уже через год–два, как это обычно бывает, произойдет привыкание, тогда уже будет мало и этих денег», — подчеркивает А. Кусаинов.
При этом эксперт считает беспочвенными опасения, что рост зарплаты низкооплачиваемым бюджетникам и пособий малоимущим окажет воздействие на инфляцию. Во-первых, потому что доля потребления этой группы населения в масштабах всего рынка сравнительно невелика. Во-вторых, она потребляет в основном социально значимые товары, цены на которые жестко регулируются акиматами.