Зависимость республики от главного сырьевого товара сейчас находится на 4-летнем максимуме. Вместе с ростом цен и увеличением производства Казахстан упустил шанс слезть с нефтяной иглы.
роль нефти как экспортного товара продолжает расти
В 2016 на долю «черного золота» пришлось 52,7% всех зарубежных продаж Казахстана. Это произошло на фоне падения мировых цен на сырье и ослабления тенге. Тогда эксперты неоднократно замечали, что настало лучшее время, чтобы слезть с нефтяной иглы, наращивая экспорт обрабатывающей промышленности, сельхоза и других секторов.
Но не вышло. Как только мировые цены на нефть стали расти, ее доля во внешних продажах сразу пошла вверх. В 2017 она выросла до 54,8%, а в 2018 – сразу до 62%. Таким образом главный сырьевой ресурс Казахстана вновь обеспечивает почти две трети всех продаж, генерируя тем самым наибольший приток иностранной валюты.
Главные покупатели сосредоточены в Европе. В 2018 туда было продано нефти на $30 млрд, что составляет 75,4% всех продаж. Впрочем, в 2017 доля западных потребителей была еще выше – 81%.
На их место постепенно приходят покупатели из Азии, которые более чем в 2 раза нарастили импорт, увеличив долю с 11 до 17,7%. А вот странам постсоветского пространства казахстанская нефть по-прежнему не нужна. Общий объем продаж составил $154,1 млн, 70% из которых пришлись на Узбекистан.
Что касается конкретных стран, тут наибольший рост спроса показали представители Азии:
Как результат,
Корея сегодня является четвертым по объемам покупателем казахстанской нефти,
уступая только традиционным лидерам в лице Италии, Нидерландов и Франции. В топ-10 главных торговых партнеров входят еще 2 азиатские страны – Китай и Индия.
Впрочем, и на европейском направлении достаточно примеров увеличения экспорта. Так, продажи в Грецию выросли с 0,8 до 1,1 млрд долларов, в Польшу – с 350 до 684,9 млн, в Румынию – с 787,7 млн до 1 млрд 466 млн.
Совокупные продажи в Италию, Нидерланды и Францию выросли на $5,5 млрд, или 36,7%
Есть, впрочем, и обратные примеры. В 2018 Казахстан перестал продавать нефть:
Значительно сократились поставки в Португалию (- $215,3 млн) и Мальту (-$174,4 млн). Впрочем, потеря этих партнеров не является невосполнимой утратой – ее с лихвой перебивает рост поставок в любую из стран первой четверки крупнейших клиентов.