Что будет с террористами и их семьями — выходцами из Центральной Азии, которые воевали в Сирии и Ираке? Куда они двинутся дальше? Что их ждет на родине?
Американские эксперты Вера Миронова, Эдвард Леммон и Вилльям Тоуби из Гарвардской школы им. Кеннеди и Центра Белфера по науке и международным делам провели масштабное исследование по террористам — выходцам из пяти бывших советских республик Центральной Азии.
Аналитики считают, что массовый возврат боевиков на родину маловероятен
Что же будут делать боевики из постсоветской Евразии, если ИГ и другие джихадистские группировки распадутся? Сценариев несколько.
Если они смогут уйти от преследований в Сирии и Ираке, то, не исключено, что присоединятся к какой-нибудь группировке, воюющей в другой зоне конфликта. Также боевики могут переехать в мирную страну или же вернуться на родину. Последние два варианта возможны как для тех, кто хотел бы разоружиться и вести мирную жизнь, так и для тех, кто готов продолжить борьбу.
Все сценарии требуют денег и связей, а выбраться из региона с каждым годом становится все сложнее
После падения ДАИШ в Ракке в 2017 цены за контрабандную переправку людей не арабского происхождения за пределы Сирии поднялась до 10 тыс. долларов за одного взрослого и примерно 1/3 от этой суммы за ребенка. Не многие могут это себе позволить, особенно те, у кого большие семьи.
При этом выходцы из Центральной Азии имеют отличительную от региона Сирии и Ирака внешность, поэтому прохождение через блок-посты сирийской правительственной армии и курдских отрядов для них еще более затруднительно.
Возвращение террористов на родину маловероятно в первую очередь в связи с жесткой политикой властей стран региона
Опросы авторов исследования показали, что всего в 5 постсоветских стран ЦА вернулось 300 человек, не считая членов семей (переводимый материал был подготовлен до того, как Казахстан провел операцию по вывозу из Ближнего Востока членов семей террористов — прим.ред.).
Предположительное количество бойцов, ушедших из Центральной Азии в Ирак и Сирию
Некоторые аналитики заявляют, что уход радикализировавшихся людей в Ирак и Сирию на руку правящим режимам региона, которые, таким образом освобождаются от терроризма у себя. Во всех республиках ЦА массовый приток террористов стал бы поводом для большого скандала в обществе, а помещение их в тюрьмы может породить новые проблемы.
В ноябре 2018 ДАИШ приняла на себя ответственность за тюремный бунт в Таджикистане (после подавления которого погибли, по неподтвержденным данным, 23 человека). МИД Таджикистана заявляет, что бунт был спровоцирован членами экстремистских организаций. Следовательно, у боевиков из Евразии есть два варианта – идти на новую войну либо жить в третьих странах.
Самые вероятные места для миграции — Афганистан, Турция, Украина и некоторые страны ЕС, куда стекаются бывшие террористы
Теракты выходцев из Центральной Азии за пределами ЦА (со смертельным исходом), 2008-2017 годы
Большинство боевиков опасаются возврата на родину. Власти, особенно российские, в отношение этой категории лиц зачастую применяют суровые меры и не намерены разрабатывать политику с целью реинтеграции этого контингента.
Таджикистан и Казахстан сделали ряд поправок и изменений в законы, с тем, чтобы лишать своих бывших соотечественников гражданства за участие в террористической деятельности. Кроме того, теперь у властей этих стран есть права на задержание, аресты и депортацию.
В Таджикистане были амнистированы 72 террориста, но 34 из них вновь вернулись в ДАИШ
Центральная Азия может стать регионом, релевантным с точки зрения химического, бактериологического, радиологического и ядерного терроризма (ХБРЯ), поскольку, во-первых, здесь много лет велись соответствующие разработки и испытания. А во- вторых, потому что многие бойцы ДАИШ, которые все-таки примут решение вернуться в регион, имеют навыки терроризма с применением ХБРЯ.
В третьих, недалеко от границы Казахстана и России расположены различные оборонные предприятия РФ. К примеру, в Озерске функционирует крупнейший комплекс, имеющий отношение к производству ядерного оружия. А на территории Казахстана до развала CCCH велись разработки бактериологического и химического оружия.
Теракты в Центральной Азии с жертвами, 2009-2018 годы
За период c 2014 по 2017 годы ДАИШ использовала химическое оружие в боевых действиях на Ближнем Востоке. Кроме того, зафиксирован один инцидент с попыткой ДАИШ использовать такое оружие в Австралии. Однако пока нет достоверной информации, были ли задействованы выходцы из постсоветской ЦА в этих случаях.
Установлено, что разведка ДАИШ следила за одним из бельгийских чиновников, имеющих отношение к атомной индустрии. Цели и задачи этой слежки до сих пор не выяснены. В 2015 году журнал «Дабик», печатный орган ДАИШ, разместил статью со странным и мрачным содержанием.
«Дайте мне выложить на стол один гипотетический вариант. У ДАИШ в банках лежат миллиарды долларов, значит организация может кинуть клич пакистанским братьям, чтобы те посредством торговцев оружием, имеющим связи среди местных чиновников-коррупционеров, купили одно ядерное оружие. Далее оно будет доставлено в Ливию, где перейдет в руки муджахеддинов, которые понесут его далее на юг, в Нигерию…»
Однако среди экспертов эта публикация доверия не снискала. Тем не менее аналитики считают, что любая террористическая группа или организация, в руках которой окажется химическое, бактериологическое или ядерное оружие,
будут искать другие, более привлекательные цели, нежели центрально-азиатские независимые государства
В целом, по имеющимся данным, нет оснований полагать, что террористы с опытом ведения боевых действий в Сирии и Ираке будет воевать в центрально-азиатском регионе.
1. Очень много выходцев из Центральной Азии стали радикалами, когда работали в России и Турции в качестве гастарбайтеров.
2. Спрогнозировать дальнейшие шаги террористов — выходцев из ЦА чрезвычайно сложно – они могут перетечь в другие зоны военных действий, скорее всего в Афганистан, могут вернуться на родину, где их ждет суровое наказание. А при наличии денег и связей они могут уехать в третьи страны, чтобы воевать или стать мирными жителями.
3. ДАИШ в Афганистане активно вербует выходцев из постсоветской ЦА, но приток новобранцев уже гораздо ниже, чем это было в Сирии и Ираке 3-4 года назад.
4. Угрозы со стороны Центральной Азии после возможного возвращения на ее территорию боевиков миру ждать не следует, однако очень важно усилить внимание к объектам с повышенной опасностью.
Оригинал статьи на английском языке здесь