Стоимость одного литра бензина практически безостановочно падает с апреля 2018. За это время топливо подешевело на 6,3%. Цены на него в 1,5 раза ниже, чем в России, и многократно меньше европейских. Главная причина – переизбыток производства и действующие пока юридические барьеры для экспорта.
РИА Новости изучили 33 страны Европы и Казахстана, чтобы выяснить, в какой из стран самое дешевое и самое доступное для населения топливо. Учитывались данные по состоянию на середину января, а для Норвегии, Казахстана и Украины — по итогам декабря. Сравнивались цены на АИ-95 и дизельное топливо.
Казахстан отличился в обеих номинациях. Стоимость дизеля в республике, по данным авторов исследования, 46,5 рубля за литр — меньше, чем в остальных странах. 2 место делят Россия и Беларусь (47,2 руб.),
самые высокие цены в Норвегии (114,5 руб.) — почти в 2,5 раза дороже, чем в РК
Еще большая разница в стоимости АИ-95. По сравнению с европейскими странами, бензин в Казахстане стоит неприлично дешево — 30,9 рублей за литр. На 2 месте Россия, здесь цены в 1,5 раза выше (45 руб.). Самое дорогое на континенте топливо в Норвегии – в 3,8 раза (117,7 руб.).
Однако важна не только сама цена, сколько покупательская способность населения. И тут Казахстан далеко не лидер. На среднюю зарплату в республике можно купить 896,7 литров бензина – это лишь 16 показатель. РК расположился между Италией (1193 л) и Словенией (878,6 л). Лидером стал Люксембург – среднего месячного достатка тут хватит более чем на 3100 литров.
Динамика цен на бензин в республике действительно не может не радовать автовладельцев. Последний раз он дорожал в марте 2018 (на 1%), а на протяжении 9 из последующих 10 месяцев стоимость падала. Единственным исключением стал декабрь 2018, когда цена на бензин не поменялась.
По итогам 2018 топливо подешевело на 2,8% — больше в цене не потерял ни один непродовольственный товар или услуга. 2019 также начался со снижения цен – в январе они упали на 1,2%.
Главная причина снижения цен – избыток предложения. 22 января министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что на Шымкентском НПЗ возникла угроза затоваривания, возник профицит бензина.
«Есть риск заполнения всех резервуаров, поэтому мы снизили загрузку нефтеперерабатывающих заводов
Хочу напомнить, что сегодня цены на бензин не регулируются. В ближайшее время в целом стоимость не будет повышаться и будет находиться на уровне примерно 150 тенге за литр», – объяснил он.
В 2018 году в республике было произведено 3,97 млн тонн бензина — это на треть выше показателей 2016 и 2017 годов. Месячный объем производства в октябре впервые превысил 400 тыс. тонн, а средний показатель во втором полугодии составил 368 тыс. тонн. В предыдущие годы даже отметка в 300 тыс. тонн за месяц покорялась лишь 1-2 раза в год.
Но спрос на бензин не растет такими же темпами: авторынок Казахстана оживает, однако у населения не хватает средств, чтобы количество зарегистрированных автомобилей за год росло на треть.
Логичный выход в этой ситуации – экспорт лишних объемов. Есть интерес со стороны Беларуси (для реэкспорта) и Армении, со дня на день должен начаться долгожданный экспорт в Кыргызстан (об этом говорится с лета 2018), фактические продажи ведутся в Россию (59,8 тыс. тонн на $5,4 млн за 11 месяцев 2018. Из которых 55,3 тыс. тонн и $3,2 млн пришлись на ноябрь).
Но ограничиваться одними лишь странами ЕАЭС Казахстан не намерен
23 января депутаты мажилиса одобрили ратификацию изменений в соглашение между РК и Россией, которые разрешают республике экспортировать нефтепродукты за пределы республики.
По словам Каната Бозумбаева, в качестве рынков сбыта «для Шымкентского нефтеперерабатывающего завода мы видим Центральную Азию и Афганистан».
— Открытие экспорта положительно отразится на поступлениях в бюджет республики за счет экспортной таможенной пошлины. Кроме того, увеличатся доходы нефтедобывающих компаний Казахстана, что позволит окупить инвестиции, вложенные в модернизацию отечественных НПЗ, — отметил министр.