Об этом говорили на очередном съезде в Астане.
Закончил свою работу Второй Республиканский мажилис общественных советов. Это сравнительно новые для страны объединения, поэтому участникам было что обсудить, по окончании съезда приняв итоговую резолюцию.
Общественные советы доказали свою эффективность — Комитет гражданского общества
Основная мысль итогового документа гласит: «Общественные советы требуют повышения эффективности как часть пяти институциональных реформ, проводимых в соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов»)».
Советы работают уже три года (созданы в 2016 году) и
этот период показал как их плюсы, так и требующие доработки моменты
Об этом говорили многие выступающие, включая министра общественного развития Дархана Калетаева.
— Полагаем необходимым продолжить совершенствование законодательства об общественных советах, — отмечается в итоговой резолюции.
Для улучшения работы нужно понимать, какая миссия у общественных советов в принципе
Эти вопросы поднимали еще на Восьмом Гражданском форуме в ноябре 2018. Тогда был составлен целый список, до сих пор не утративший актуальности.
Участники прошедшего мажилиса особо отметили часть из них. Например,
следует обеспечить репрезентативность общественных советов,
чтобы в процентном соотношении они соответствовали гендерной и демографической структуре регионов. Кроме того, необходимо проработать вопросы профессионального статуса членов советов, предусмотреть финансирование обеспечению деятельности советов, включая организацию обучения.
Ранее в рамках грантового соглашения между правительством и Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию был разработан дополнительный функциональный обзор. Часть замечаний и рекомендаций экспертов Организации нашли отражение и в итоговом документе съезда.
Социальные сети — зародыш нового гражданского общества, — Сатпаев
В самом опубликованном списке 13 пунктов. Приведем из них наиболее актуальные.
Решения и предложения общественных советов носят рекомендательный характер, но
являются обязательными для рассмотрения государственными органами
и предоставления ответа в установленные сроки (в течение 30 дней).
Поскольку закон не стандартизирует способ формирования общественных советов или процедуры для выполнения их задач, каждый совет утвердил свой собственный внутренний порядок работы.
Нужно обеспечить сбалансированность состава местных органов. Действующие правила не содержат спецификаций о составе и критериях отбора в члены совета.
Закон требует, чтобы как минимум две трети были представителями гражданского общества
Но «концепция гражданского общества широка по природе и не устанавливает границ для определения групп».
Нужно сбалансировать вклад отдельных членов в оперативную работу совета и определить основания для прекращения членства.
Следует предусмотреть, чтобы гражданская инициатива могла быть рассмотрена на основании коллективного обращения или петиции.
Запущен сбор подписей за присвоение имени Дениса Тена ледовой арене
Многие из этих пунктов упоминал и министр общественного развития Дархан Калетаев, выступая на съезде. Например, те же коллективные обращения.
— При наличии значения не менее 1 процента от населения инициатива должна быть рассмотрена соответствующим госорганом, по ней должно быть принято решение и официально доведено до общественности. Должно быть установлено, что общественные слушания проводятся на основе этих петиций, — сказал тогда Калетаев.
Итоговый документ предлагает следующие ключевые подходы к работе.
Первое — обеспечить репрезентативность советов.
Для этого в числе прочего внедрить систему квотирования представительства гендерных, этнических и возрастных групп. А также людей с ограниченными возможностями и молодежи. Кстати, по данным министерства общественного развития,
молодежи в советах всего около 5%, зато людей «за 60» — почти треть
Второе — привязать количество членов общественных советов в регионах к численности населения. Сейчас это число устанавливается «вольным методом» на усмотрение местных исполнительных органов. Между тем для определения пропорций вполне можно применять методику депутатов маслихата.
Третье — упорядочить схему определения численного состава советов центральных государственных органов. Здесь количество стоит определять на основе объемов администрируемого бюджета.
Четвертое — предусмотреть элемент состязательности и конкуренции для мотивации участия представителей НПО в деятельности советов.
Нигматулин: сельские и городские НПО должны иметь равные условия для развития
К этому предложению тоже разработали и предложили целый список мотиваций. Среди них особо можно выделить выделение грантов тем НПО, которые «обязуются обеспечить содержательное наполнение заседаний общественных советов по важным проблемам, имеющим актуальность и требующих экспертной проработки». И принятие персональных рейтингов, на основе которых будут приниматься решения о ротации либо премировании.
Пятое — обеспечение открытости и безбарьерности среды для представителей общественных советов. То есть свободный доступ в госорганы и к документации. Хотя и не ко всякой, а только касающейся вынесенных на повестку дня вопросов.
Шестое — устранить дублирование функций маслихатов и общественных советов.
Напомним, что Первый Республиканской мажилис состоялся в Астане в ноябре 2017.