Визит Леонида Брежнева на «Медео» заставил сотрудников катка сделать невозможное… Впрочем, это лишь один эпизод из яркой истории всемирно известной достопримечательности Алматы.
В 1951-1970 годы на месте будущего спорткомплекса функционировал каток, на естественном льду которого первые официальные соревнования прошли 4 февраля 1951 года. И
только в 1972 году на его месте был построен высокогорный спортивный комплекс с искусственным льдом
Многослойное поле было смонтировано из материалов 20 наименований. Завершала его железобетонная плита, в которой было проложено 170 км труб с хладоносителем. Мощность холодильных установок составляла 6,5 млн ккал/час и позволяла держать лед 8 месяцев в году, а конькобежных дорожек и вовсе круглый год.
Для освещения ледовой арены на 8 мачтах установили 1600 прожекторов. Количество посадочных мест на трибунах после строительства — 12,5 тысяч мест. Авторская группа — архитекторы и инженеры — в 1975 году были удостоены Государственной премии СССР.
Автомобильную дорогу на Медео в трудных условиях высокогорья строил личный состав 146-й отдельной дорожно-строительной бригады дорожных войск ВС СССР.
С сентября 2001 года по декабрь 2002 была проведена реконструкция, установлена новая холодильная установка, уложено 140 км трубопроводов, залито новое бетонное тело поля.
С 2008 по декабрь 2009, в преддверие Азиады-2011, проводилась очередная реконструкция
Стадион «Медеу» и горнолыжная база «Шымбулак» подверглись серьезному переоборудованию.
На стадионе в ходе реконструкции была заменена большая часть инженерно-технических систем. Появилась новая холодильная станция для охлаждения льда. Претерпели изменения системы визуализации (электронное табло и фотофиниш), освещения и озвучивания.
Установлено новое мультимедийное табло площадью 200 м², позволяющее отражать результаты спортивных игр, транслировать телепрограммы, тематические и рекламные ролики. Вместимость зрительских трибун увеличили до 8500 мест.
Реконструированы медико-восстановительный и пресс-центры, площадь в гостиничном комплексе увеличилась на 400 мест. Построен фитнес-центр на 3400 кв. м. Сегодня на ледовой арене одновременно могут кататься от 2 до 3 тысяч человек.
А теперь, зная о ВСК «Медеу» почти все, знакомим вас с рассказом олимпийской чемпионки Ирины Родниной (из книги «Слеза чемпионки»).
«Что такое Медео? Это футбольное поле, залитое льдом… Летом 74-го Брежнев приехал с визитом в Казахстан, поскольку там собрали рекордный урожай. На следующий день Леонида Ильича повезли на Медео. А мы как раз в это время тренировались в Алма-Ате. Нам сказали: в девять часов утра боевая готовность.
С девяти мы сидели в коньках. Часа через два я сказала: «Я хочу: первое — есть, второе — в туалет». Ни встать, ни выйти — ничего нельзя. Хорошо, в туалет выпустили, а кормить не предусматривалось. В раздевалке ничего, кроме «Боржоми» и засохших кексов.
Я все время твердила: «Зачем назначать на девять часов? Четыре часа разницы с Москвой, генсек человек пожилой, явно он раньше двенадцати не приедет, тем более в горы». Брежнев появился около четырех.
А на Медео каток между двух гор, точнее сопок. Там солнце появляется и начинает палить часов с двенадцати и до четырех. Холодильные установки не могут лед под этим солнцем удержать, он становится мягким. А после четырех солнце за другую горку заваливается, тогда резко холодает. И вот в самой что ни на есть луже нам выпало кататься.
Встречаем генсека голодные и злые. Полагалось по сценарию дать слово казахской девочке, но чтобы она хорошо говорила по-русски и умела кататься на коньках. Нашли девочку и с ней репетировали все по очереди. «Дорогой Леонид Ильич, спасибо вам за вашу отеческую заботу о нас, спортсменах».
Сколько лет прошло? Тридцать пять? Я до сих пор все ее приветствие помню наизусть. Девочка начинала так: «Дорогой Леонид… задумывалась, потом говорила… Лукич». Все ее поправляли: Ильич. Но когда уже н…дцатый раз она сказала «Лукич», народ начал отползать с головной болью и падать в обморок.
Дальше она говорила так: «Спасибо вам… ну это слово я все равно не выговорю… за заботу о нас, спортсменах».
С казахскими руководителями спорта случилась самая настоящая истерика
Когда приехал Брежнев, она, котеночек, цветы ему преподнесла и начала свою речь: «Дорогой Леонид»… и остановилась. Мы сзади с Зайцевым ей: «Ильич». Но главное, Брежнев сам ей подсказывает: «Ильич». Этот рубеж мы, слава богу, прошли. Дальше: «Спасибо вам за вашу»… Мы ей сзади с Зайцевым: «…отеческую»… В общем, втроем речь сказали.
Дальше ему начали рассказывать, какой чистоты этот лед, какое Медео уникальное сооружение, какой здесь лед быстрый и твердый как гранит. Бедный Леонид Ильич стоит и слышит с одной стороны хвалебную песнь про этот буквально стальной лед. А с другой стороны, где он стоял, небольшая ложбиночка, и оттуда слышно только журчание, как в хорошем арыке. Туда этот «гранитный» лед утекает.
Брежнев вдруг сам спрашивает: «Как лед?» Все местные хором: «Ой, лед сумасшедший, в мире такого быстрого льда нет!». Он к Жуку: «Ну как лед?». Жук: «Во! Классный лед!». Иллюстрация к «Голому королю». Мне Леонида Ильича даже жалко стало.
Наконец он к нам обращается: «Как лед?». Мы с Зайцевым: «О, лед замечательный, Леонид Ильич!». В принципе лед на Медео был действительно замечательный, но не в этот час и не в этот день.
Наконец на вираже беговой дорожки мы с Зайцевым буквально сбацали «Калинку». При том, что по льду растеклась вода и его поверхность стала напоминать терку, на которых раньше белье терли, ноги у нас так… д-д-д-д-д.
Он сидит под зонтиком, перед ним стол, а на столе, я помню очень хорошо, фрукты и вода. А когда мы в «Калинке» тряслись под звуки «спать положите вы меня», я смотрю, ему под столом наливают что-то покрепче.
Одна из гор была покрыта едва проросшей травкой, с одиноким кустиком. Еще когда мы разминались, я видела, что за кустом прятались две-три головы. Но с приездом Брежнева они исчезли. Когда же кортеж отъезжал, из-за кустика вновь появились те же головы — наверное, снайперы.
Другая гора спускалась к нам не пологим обрывом, а чуть ли не вертикальным склоном. Наверху роща. Склон был совершенно коричневый, одна глина. Смотрю, ничего понять не могу — у меня на глазах этот коричневый обрыв вдруг зеленеет. Оказывается, курсанты пограничного училища в зеленых фуражках стали из рощи вниз спускаться».
Об этом же эпизоде из общей истории Медеу вспоминает непосредственный ее свидетель, автор вышеупомянутой книги, строитель ВСК Борис Яглинский:
«… За три дня до приезда московского гостя у кого-то из руководителей республики возникла мысль: после посещения плотины пригласить Леонида Ильича на стадион и организовать в его честь ледовое шоу с участием Ирины Родниной и Александра Зайцева…
Мысль прекрасная, но
ее авторы не знали, что Медео в это время находился в состоянии летней консервации:
холодильные машины остановлены, персонал отпущен в отпуск. Но отступать некуда, колесо закрутилось.
В авральном порядке из эксплуатационников, строителей и других специалистов была создана команда, которой удалось сделать невозможное: за трое суток каток был выведен из консервации, наморожен лед и шоу состоялось…
…Сначала высоких гостей приветствовали дети. Затем на лед вышли Роднина и Зайцев. Леонид Ильич не дал им возможности исполнить весь прокат – он выскочил на лед и с возгласом
«Так вот ты какая! Давно мечтал с тобой познакомиться! Наконец-то мне повезло!» схватил Ирину в охапку
и надолго задержал в своих объятьях. Не обошел вниманием и Зайцева…»
В воспоминаниях Родниной и Яглинского даты описываемых событий разнятся на один год — что, в общем-то, для истории Медеу не так важно…
Очень печальное событие случилось в урочище Медеу в 2011 году.
Невесть откуда взявшийся и внезапно налетевший на Алматы ураган, слегка потрепав город, вдруг устремился в Мало-Алматинское ущелье. Он стремглав пронесся вдоль русла реки Малая Алматинка и в считанные секунды достиг урочища Медеу.
Здесь, на склонах гор ветер-варвар порезвился вволю. Всего за час с небольшим он оголил горы, изломав как спички более 50 тысяч вековых елей и сосен. Про лиственные деревья и говорить не приходится – они просто-напросто были вырваны с корнем.
Пять лет шли работы по расчистке склонов гор и поймы реки Малая Алматинка от бурелома. Восстановление утраченной уникальной флоры в ущелье продолжается до сих пор и будет длиться еще несколько десятилетий.
Что это было? Ураган для Алматы – нонсенс
По одной из версий, причиной такой необычайной мощи ветра стала хаотичная застройка города высотными домами. Она и повлияла на изменение розы ветров. Как результат, это породило столкновение воздушных потоков, взаимонаполняющих и усиливающих друг друга.
Так это или нет, предстоит разбираться ученым. А мы воздадим должное архитекторам, строителям и Всевышнему за красоту природную, в коей находится ВСК «Медеу».