Казахстан движется к дедолларизации, но внешнее фондирование замедляет процесс — доллар держит удар.
Центробанк России переложил порядка 100 млрд долларов золотовалютных резервов из американских госбумаг в евро, китайский юань и японскую иену. Повлияет ли это на курс доллара? По мнению экономиста Петра Своика,
российские вложения в американские ценные бумаги относительно невелики
и это не окажет существенного влияния на общую ситуацию с долларом в России и Казахстане.
Но на глобальные изменения в мировой экономике, в перспективе, это может оказать влияние, это своеобразный сигнал.
— Сейчас весь мир с тревогой наблюдает, как
США подводят и себя, и всю планету к развязке глобального финансового долларового кризиса
Сегодня в долларах накоплена такая масса долгов, которые не только не выплатить, а невозможно даже просто прекратить их рост. Все обсуждают лишь вариант, как эти долги можно и дальше наращивать без риска обрушения. Но в том, что рано или поздно произойдет «взрыв» этого пузыря, никто не сомневается.
Поступок России не приведет к сходу долларовой долговой лавины. Дело все равно идет к накоплению той критической массы, которая может начать сходить. Это может произойти как в перспективе пяти лет, так и завтра. Но очевидно, что все участники настолько этого боятся, что никто не будет предпринимать каких-либо резких и провокационных действий, — говорит экономист.
В качестве примера Своик приводит прошлогоднюю ситуацию, когда не раз заявлялось о том, что Китай собирается перейти на недолларовые расчеты. Однако в последний момент планы были свернуты.
— Все потому, что у них с Америкой возникло временное перемирие.
Страны договорились не усугублять дальнейшую торговую войну
Потому что Китай категорически нуждается в американском рынке сбыта для своих товаров. А учитывая, что у страны огромная масса долларовых резервов, Пекин не будет рисковать обрушением доллара. И все же торговая война между этими двумя странами будет продолжаться. И все равно рано или поздно появятся недолларовые расчеты, и все равно это произведет некое потрясение долларовой пирамиды, — считает он.
По наблюдениям Своика, Казахстан тоже потихоньку перекладывает свои золотовалютные резервы в другие источники финансирования.
— Почему у нас возникают долларовые излишки? Потому что с нашей территории выкачивают сырья на большую сумму, чем мы можем освоить. Тогда нам предлагают вложить средства в американскую экономику. И мы соглашаемся, говоря, что это накопления для будущих поколений, хотя, по сути, это колониализм. И модель трудно поменять. Вся наша постсоветская система, существующая как в России, так и в Казахстане, построена на внешнем инвестировании. У нас нет своего собственного инвестиционного потенциала. Если Россия находит пути с помощью своих денег развивать важные направления — оборону, сельское хозяйство, у нас такого не происходит. Без иностранного инвестора мы никуда.
Назарбаев уже в двух или трех своих посланиях ставит задачу перед Нацбанком, чтобы он отвечал за экономический рост и обеспечивал фондирование в тенге. И хотя задача ставится, пока решать ее никто не собирается. Потому что Нацбанк — это орган сопровождения внешнего финансирования. Казахстан продолжает жить на иностранных инвестициях, кредитах и на валютную выручку от экспорта сырья, — заключает Своик.