Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
512
+0.56
EUR
584
+5.14
RUB
6.46
-0.05

Постсоветским странам требуются учителя русского языка

mixnews.lv

Со времен СССР одним из факторов скрепления дружбы между народами Центральной Азии стал русский язык. На его основе была построена единая культура, наука и образование всех проживающих на территории Союза национальностей.

После распада Союза практически все государства Центральной Азии встали на путь самоидентичности и уклона в сторону национальных традиций и языков.

Практически во всех странах региона были приняты языковые законы, где провозглашалось первенство местных языков. Кое-где алфавиты на основе кириллицы стали заменяться латинскими, организовывались терминологические комитеты по замене заимствований из русского языка национальной лексикой.

Неоднозначная ситуация

В плане законодательного закрепления статуса русского языка в Центральной Азии также сложилась неоднозначная ситуация. Статус государственного русский язык не получил ни в одной стране.

В Кыргызстане и Казахстане он закреплен в качестве официального, в Таджикистане является языком межнационального общения

В конституциях Узбекистана и Туркменистана статус русского языка не обозначен вообще никак.

Постепенно на законодательном уровне его роль в регионе стала уменьшаться. Однако язык никуда не исчез и продолжал быть для населения скрепляющим элементом. Между собой люди как общались на русском, так и продолжали общаться, смотреть российские телеканалы, читать газеты и книги, учиться и ездить на заработки в Россию.

Таджикистан позвал российских учителей

Однако уровень знания русского языка у молодого поколения снижается. Это повлияло на многие аспекты жизни общества. Начались сложности у трудовых мигрантов, студентов, которые либо приезжали учиться в Россию, либо обучались в международных вузах в своих странах, в которых Россия приняла участие.

Чтобы решить эту проблему,

в 2017 году руководство Таджикистана обратилось к России, чтобы та направила в школы республики учителей русского языка,

литературы, математики, физики, химии и информатики. К первому сентября того же года в Таджикистан из России было направлено 34 преподавателя по различным предметам. Они привезли с собой несколько тонн учебников. К 1 сентября 2018 их число возросло до 50.

На основе этого минпросвещения России совместно с правительством Таджикистана стали работать над проектом создания пяти крупных школ с преподаванием на русском языке.

Гуманитарный проект

Увидев успех такого гуманитарного проекта, российское министерство заявило, что готово к реализации подобных и в других странах. А глава МИД РФ Сергей Лавров прямо заявил, что Россия готова отправить своих учителей в Узбекистан и Кыргызстан, поскольку оттуда имелись соответствующие запросы.

В конце марта 2018 года

председатель Сената Узбекистана Нигматилла Юлдашев заявил о нехватке русскоговорящих учителей в школах республики

Он отметил, что проблема касается не только преподавания русского и литературы, но и изучения школьниками таких дисциплин, как математика, физика и биология.

Поразмыслив, минобразования Узбекистана отказалось от идеи приглашать к себе учителей из России. Официальная мотивация —  в стране большое количество школ с русским языком обучения, поэтому охватить все будет крайне сложно.

В качестве альтернативы узбекская сторона предложила увеличить число преподавателей, которые будут направляться в Россию на курсы повышения квалификации, а также на подготовку в Российских центрах на территории Узбекистана.

Что касается Кыргызстана, в министерстве просвещения РФ заметили, что когда страна предоставит список школ и предметов, по которым нужны учителя, тогда вопрос и начнется решаться.

© «365 Info», 2014–2025 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter