В конце марта 2018 председатель Сената Узбекистана Нигматилла Юлдашев заявил о нехватке русскоговорящих учителей в школах республики. Он отметил, что проблема касается не только преподавания русского языка и литературы, но и изучения школьниками других дисциплин. Каким странам Центральной Азии требуются преподаватели-филологи?
Со времен СССР одним из факторов скрепления дружбы между народами Центральной Азии стал русский язык. На его основе была построена единая культура, наука и образование всех проживающих на территории Союза национальностей.
После распада Союза практически все государства Центральной Азии встали на путь самоидентичности и уклона в сторону национальных традиций и языков.
Практически во всех странах региона были приняты языковые законы, где провозглашалось первенство местных языков. Кое-где алфавиты на основе кириллицы стали заменяться латинскими, организовывались терминологические комитеты по замене заимствований из русского языка национальной лексикой.
В плане законодательного закрепления статуса русского языка в Центральной Азии также сложилась неоднозначная ситуация. Статус государственного русский язык не получил ни в одной стране.
В Кыргызстане и Казахстане он закреплен в качестве официального, в Таджикистане является языком межнационального общения
В конституциях Узбекистана и Туркменистана статус русского языка не обозначен вообще никак.
Постепенно на законодательном уровне его роль в регионе стала уменьшаться. Однако язык никуда не исчез и продолжал быть для населения скрепляющим элементом. Между собой люди как общались на русском, так и продолжали общаться, смотреть российские телеканалы, читать газеты и книги, учиться и ездить на заработки в Россию.
Однако уровень знания русского языка у молодого поколения снижается. Это повлияло на многие аспекты жизни общества. Начались сложности у трудовых мигрантов, студентов, которые либо приезжали учиться в Россию, либо обучались в международных вузах в своих странах, в которых Россия приняла участие.
Чтобы решить эту проблему,
в 2017 году руководство Таджикистана обратилось к России, чтобы та направила в школы республики учителей русского языка,
литературы, математики, физики, химии и информатики. К первому сентября того же года в Таджикистан из России было направлено 34 преподавателя по различным предметам. Они привезли с собой несколько тонн учебников. К 1 сентября 2018 их число возросло до 50.
На основе этого минпросвещения России совместно с правительством Таджикистана стали работать над проектом создания пяти крупных школ с преподаванием на русском языке.
Увидев успех такого гуманитарного проекта, российское министерство заявило, что готово к реализации подобных и в других странах. А глава МИД РФ Сергей Лавров прямо заявил, что Россия готова отправить своих учителей в Узбекистан и Кыргызстан, поскольку оттуда имелись соответствующие запросы.
В конце марта 2018 года
председатель Сената Узбекистана Нигматилла Юлдашев заявил о нехватке русскоговорящих учителей в школах республики
Он отметил, что проблема касается не только преподавания русского и литературы, но и изучения школьниками таких дисциплин, как математика, физика и биология.
Поразмыслив, минобразования Узбекистана отказалось от идеи приглашать к себе учителей из России. Официальная мотивация — в стране большое количество школ с русским языком обучения, поэтому охватить все будет крайне сложно.
В качестве альтернативы узбекская сторона предложила увеличить число преподавателей, которые будут направляться в Россию на курсы повышения квалификации, а также на подготовку в Российских центрах на территории Узбекистана.
Что касается Кыргызстана, в министерстве просвещения РФ заметили, что когда страна предоставит список школ и предметов, по которым нужны учителя, тогда вопрос и начнется решаться.