При этом, если начатые реформы успешно завершатся, он вполне способен стать региональным лидером.
Ташкент может отобрать у Астаны позиции регионального лидера. А вместе с ними и львиную долю внешних прямых инвестиций извне. Это может случиться, если хотя бы часть задуманных Мирзиёевым реформ принесет плоды.
Об этом пишет Мурат Лаумулин в работе «Политическое развитие и международное положение посткаримовского Узбекистана».
Окончание, читайте также первую, вторую и третью части.
Мирзиёев провозгласил курс на модернизацию государственного управления. Например, вскоре после инаугурации сменил более половины областных хокимов.
«Не будете честно работать, посажу в тюрьму!» Мирзиёев — прокурорам
Одним из первых инициатив стал указ об отмене виз с весны 2017 года для граждан 27 стран. Новость была позитивно встречена как в Узбекистане, так и за рубежом.
В результате Узбекистан оказался на втором месте в рейтинге наиболее привлекательных направлений для туристов
Наибольший интерес вызвали шаги нового руководства по реформированию финансовой сферы и либерализации валютной политики.
Это
фактически упразднило один из ключевых элементов «узбекской модели» — систему валютных ограничений
— В более широком смысле либерализация валютного режима подразумевала пересмотр всей экономической стратегии, — утверждает эксперт.
Изменение правил экономической игры сопровождается столкновением различных групп интересов. К примеру, либерализация курса затрагивает интересы группы привилегированных импортеров. А кроме того, чиновников, получающих ренту на выдаче лицензий и разрешений.
Девальвация валюты Узбекистана радует инвесторов — Bloomberg
— Вместе с тем сложно сказать, что у нового руководства нет понимания экономической реальности. Мирзиёев 13 лет возглавлял правительство и непосредственно занимался вопросами экономики. Поэтому
возможности и пределы заявленных реформ наверняка были хорошо известны президентской администрации,
— считает эксперт.
Так что «демонстрация приверженности реформам направлена на повышение легитимности нового руководства в глазах международного сообщества».
Вместе с тем
перечень реформ в целом носил разрозненный характер и не позволял делать выводы о реальных масштабах планируемых нововведений
Речь идет лишь об оптимизации существующей экономической модели, а не ее структурном преобразовании. Стратегия не предусматривает отказ от ключевых механизмов административно-командного управления. В частности, политика импортозамещения и продажа предприятиями части валютной выручки.
Загадка Мирзиёева: чего он добивается на самом деле? — эксперт
— Ключевой вопрос заключается в том, насколько традиционный набор решений способен переломить негативные тренды в народном хозяйстве Узбекистана. На сегодняшний день экономика страны имеет серьезные проблемы и нуждается в новых подходах, — пишет эксперт.
Отдельный отрывок Лаумулин посвятил выводам, которые должны сделать и мы.
Во-первых, сейчас можно не ожидать серьезных изменений внешнеполитических приоритетов Узбекистана. Определенные
изменения здесь возможны только после урегулирования внутриполитической ситуации
— При этом сохраняется жесткая вертикаль власти, продолжен курс на строгую секуляризацию общественно-политической жизни и недопущение распространения идей радикального ислама, — отмечает исследователь.
Узбекистан не обгонит Казахстан: наследие Каримова давит страну — экономист
В долгосрочной перспективе Ташкенту важно развивать сотрудничество с Москвой.
Более 2 млн граждан республики работают в России,
также она является важным экономическим партнером и крупнейшим инвестором, в первую очередь в нефтегазовую сферу.
Лаумулин не исключает «определенное движение в сторону ЕАЭС, но пока не на уровне полноценного членства».
Исследователь также предсказывает продолжение тесного сотрудничества с Китаем. Это тоже важный инвестор, но в первую очередь в транспортный сектор. Кроме того, крупный покупатель газа, добываемого в республике. Но
Ташкент, скорее всего, будет сохранять некую осторожность в отношениях с Пекином
— Так что, вероятно, предложенная Пекином зона свободной торговли с Узбекистаном так и останется проектом. С западными странами ситуация несколько иная – здесь нет серьезной экономической базы сотрудничества. Многое будет зависеть от оценок выборов в Узбекистане и готовности к диалогу с новым главой республики, — считает эксперт.
Открытость внешней политики повышает интерес у главных геополитических партнеров. Это может привести к усилению их конкурентной борьбы за окончательный выбор Ташкента.
— Борьба сулит республике существенные экономические выгоды и политические дивиденды,
поэтому маловероятно, чтобы Ташкент сделал в итоге ставку лишь на один из «центров силы», — считает эксперт.
Станут ли Казахстан и Узбекистан конкурентами? — политолог
Политика Мирзиёева «свидетельствует о его намерении в общих чертах продолжить прежний политический и экономический курс развития страны». При этом
он планирует несколько оптимизировать систему, но менять принципиальные основы не собирается
В вопросе проведения серьезных реформ, способных существенно поменять правила игры, Мирзиёев сталкивается с системными ограничениями. И говорить о пересмотре стратегии экономического развития пока не представляется возможным.
— Вместе с тем, политический контекст выглядит благоприятным для осуществления реформ, пусть и незначительных. Но команда президента намерена использовать общественный запрос для укрепления своих позиций, — считает эксперт.
Мирзиёев пытается оптимизировать и модернизировать прежнюю политику Ислама Каримова
Но «истинной целью является не радикальный слом каримовской системы, а устранение в первую очередь явных и препятствующих дальнейшему развитию перекосов и перегибов».
Как Мирзиёев изменил казахско-узбекские отношения?
Запущенные реформы призваны охватить практически все аспекты внутренней и социально-экономической жизни. Кроме того, внимание уделено и внешнеполитическому положению.
— Если хотя бы часть задуманных реформ начнет приносить плоды, Узбекистан ускорит свою эволюцию в сторону регионального лидерства.
Подобное развитие событий неизбежно отразится на международной репутации Казахстана, его позициям как лидера региона,
казахстанских политических и экономических интересах не только на региональном уровне, а также в рамках СНГ, ШОС и в целом в мировом сообществе, — отмечает Лаумулин.
Таким образом, неизбежный, как считают многие эксперты, подъем Узбекистана несет косвенный и прямой вызов интересам Казахстана. В случае успешной реализации реформ
Ташкент будет в состоянии перетянуть на себя львиную долю внешних прямых инвестиций извне
— Следует ожидать активизации Ташкента в ряде региональных и международных организациях.
Возрастет угроза прямого демографического давления на соседей
В качестве «самого надежного барьера» против афганской угрозы Узбекистан способен превратить этот факт в укрепление своего международного положения, — пишет эксперт.
Рейтинг военной мощи Центральной Азии: самый сильный — Узбекистан
При этом нельзя не учитывать, что основное внимание Запада, Китая и даже России может переключиться с Казахстана на Узбекистан. Хотя каждый из них может преследовать собственные цели.
Астана должна быть готова к такому развитию событий и ускорить в том числе собственный экономический подъем
— И наконец, необходимо придать новый импульс региональной (на уровне Центральной Азии) и международной (на уровне СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕАЭС и др.) политике, чтобы не допустить усиления РУ вне допустимых пределов, — резюмировал Лаумулин.