«Серый импорт» из Китая в Казахстан в 2017 году составил более $6 млрд и превысил стоимость легально ввозимых товаров. В 2018 – не менее 4 млрд. Обнаружились признаки сокрытия существенной части импорта из Швейцарии, Польши и ряда других стран. Какие меры принимает республика для борьбы с контрабандой?
Проблема контрабанды, идущей через Казахстан и Кыргызстан в страны ЕАЭС, остро проявила себя в конце 2018 года.
Исследования экспертов и парламентское расследование показали, что в прошедшие годы более половины товаров из некоторых стран ввозились в Казахстан нелегально, в обход таможенных сборов.
Нарушения, вскрытые путем перекрестного анализа таможенной статистики Казахстана и стран-поставщиков, нельзя объяснить отличиями правил учета.
Подобные расхождения отсутствуют в торговле с Китаем России и большинства других стран,
а равно и на иных направлениях казахстанской внешней торговли.
После публикации в ноябре 2018 докладов НКО «Transparency Казахстан» и Евразийского аналитического клуба, показавших огромную «недостачу» в таможенной статистике Казахстана, проблемой занялась группа сенаторов во главе с Даригой Назарбаевой.
В декабре они обратились в минфин и другие профильные структуры с запросом о проверке данных о серых схемах и вероятной коррупции в таможенных органах. Парламентарии подчеркивают, что контрабанда ведет к существенным потерям республиканского бюджета из-за невыплаченных таможенных сборов.
Комитет государственных доходов (КГД) завил, что намерен серьезно проверить полученные данные. В частности, на основе идентифицированных экспертами товарных групп наибольшего риска было
выделено 53 участника внешнеэкономической деятельности, чьи операции подлежат тщательной проверке
Если отработка полученных сигналов пройдет так же энергично, есть реальные шансы быстро изменить на границе ситуацию к лучшему.
Необходимо напомнить, что осенью 2018 сменился руководитель КГД. Этот пост занял бывший сотрудник администрации президента Марат Султангазиев, назначение которого многие связали с политическим решением властей укрепить порядок в таможенном деле.
По новостным сообщениям,
в последнее время участились случаи ареста партий контрабандных товаров на грузовом терминале «Хоргос»
Как будет дальше развиваться ситуация в республике, можно попытаться спрогнозировать на примере успехов и неудач соседнего Кыргызстана. За борьбу с контрабандой в республике взялись еще в начале 2018, после смены руководства страны.
В Кыргызстане доля контрабанды в товарном потоке прошлых лет из КНР достигала 60-70%, или $3,5-4 млрд в год
Республика сталкивается с острым бюджетным дефицитом, и наведение порядка на границе – реальный способ решить финансовые проблемы.
За 2018 год по обвинению в коррупции были арестованы бывший начальник таможенной службы Адумкул Жунусов, бывший замглавы ТС Замирбек Ниязалиев, руководство нескольких региональных таможенных управлений.
В отставку был отправлен другой зампредседателя ГТС Раимбек Матраимов, которому пресса приписывала огромное политическое влияние и финансовые возможности.
Кыргызстану действительно удалось в первые два месяца увеличить объем регистрируемых товаров на 50%,
а таможенные сборы – на 67,9%. Однако к концу года атака на контрабандные схемы, по мнению многих, захлебнулась. Объем таможенных сборов вновь упал ниже плановых показателей. Это вызвало серьезные споры о сложившейся ситуации на уровне высшего руководства страны.
Безусловно, определенные кадровые решения и следственная проверка в отношении чиновников таможни в Казахстане будут неизбежны. Ведь уровень нарушений говорит как минимум о халатности ряда руководящих работников. Но кыргызстанский опыт показывает, что
одной кампанией невозможно полностью устранить складывавшиеся годами криминальные схемы
Необходимы и фундаментальные решения, которые бы сделали контрабанду невозможной или хотя бы достаточно сложной.
В настоящий момент на уровне ЕАЭС внедряется общая маркировка ввозимых импортных товаров, которая исключила бы оборот незаконно ввезенной продукции.
Можно напомнить опыт обязательного чипирования меховых изделий в России, которое позволило вывести из тени минимум 20% операторов, работающих на рынке, и в 6 раз увеличить объем легальной торговли меховой одеждой в стране. А это означает рост доходов бюджета, новые проекты развития и социальные программы.
Кроме того, уже год
обсуждается создание общей таможенной службы ЕАЭС, или в минимальном варианте – введение перекрестного контроля
на внешних границах Союза.
В декабре 2017 в пользу подобной инициативы высказывались президенты России, Казахстана и Кыргызстана, однако реально воплощения она пока не получила. Во многом из-за того, что в ЕАЭС отсутствует надлежащая правовая база.
Так или иначе, но проблема контрабанды и незаконные торговые схемы – общий вызов для евразийских государств.
По правилам ЕАЭС, таможенные сборы всех участников собираются в общий фонд и распределяются на пропорциональной основе. Поэтому союзники не могут игнорировать проблемы контрабанды на границе с КНР. В этой связи вероятны общие проекты по борьбе с ней, помощь находящимся на переднем рубеже обороны Казахстану и Кыргызстану техникой и специалистами.
Пресечение «серой торговли» и рост таможенных сборов должны стать общим успехом.