Речь идет об экономической безопасности. Одна из задач для ее достижения — развитие Синьцзян-Уйгурского автономного района.
СУАР — самый большой автономный район в Китае, а его граница с Казахстаном превышает 1,7 тыс. км. И в китайском проекте нового «Шелкового пути» району отведена особая роль. Неудивительно, что далеко не самый передовой китайский район начал развиваться усиленными темпами. Здесь уже появилась неплохая производственная составляющая — в довесок к имеющимся сырьевым предприятиям. Синьцзян стал одним из ключей к экономической безопасности Поднебесной в долгосрочной перспективе.
Об этом пишет Светлана Кожирова в работе «Место и роль Синьцзяна в проекте «Экономического пояса Шелкового пути». Материал опубликован на сайте международного научного комплекса «Астана».
Скорость развития СУАР впечатляет, за последние десятилетия район обзавелся комплексной индустриальной системой. Кожирова отмечает, что в нее входят металлургия, нефтепереработка, текстиль, машиностроение, электроника и уголь.
— По данным Госкомитета по делам развития и реформ, с конца 2012 года 19 провинций и городов выделили в общей сложности более 13 млрд юаней (около $1,91 млрд) на развитие индустрии и создали более 500 тыс. рабочих мест в СУАР, — пишет исследователь.
Официальная китайская статистика говорит, что в 2016 экономика СУАР выросла на 7,6%. Это на 0,9% выше общенационального показателя. Доходы на душу населения выросли на 8,9% — до 18 тыс. 355 юаней, что тоже выше среднего уровня доходов по стране.
Быстрому развитию СУАР содействует модернизация инфраструктуры. Только в 2017 на это было выделено 1,5 трлн юаней. В том числе:
Протяженность скоростных автодорог в СУАР более 4 тыс. км, скоростных железнодорожных линий — 717 км. Кроме того, в районе действуют 18 гражданских аэропортов. В 2017 г. зарегистрировано 2400 компаний, ВВП города достиг 5,12 трлн юаней при росте на 278% по сравнению с 2016. В 2017 году промышленные инвестиции в СУАР достигли 461 млрд юаней.
Программа развития производственного сектора СУАР до 2025 предусматривает
создание промышленного узла, 6 районов и 8 центров
Основная цель — расширение присутствия на европейских рынках. По оценкам специалистов, на создание производственной инфраструктуры уйдет около 10 лет. На начальном этапе планируется создать производственную базу в рамках проекта «Один пояс — один путь».
Исходя из наличия природных ресурсов и преимущества в географическом расположении, определено шесть индустриальных районов:
Программа развития СУАР до 2025 включает создание разработок и исследований, а также практических образцов интеллектуальной продукции. В списке также оборудование в робототехнике, электроэнергетике, строительной технике и многое другое.
К 2025 году планируется повсеместно внедрять инновационные разработки и основать специальную производственную базу.
Будут созданы восемь производственных кластеров с потенциальной прибылью в 100 млрд юаней
Ожидается, что уровень производства к 2020 поднимется на 50%, а к 2025 — на 60% по отношению к текущим показателям.
Развитие производства оборудования ориентировано на стратегические отрасли. По крайней мере, именно так их определили:
СУАР непрерывно наращивает объемы торговли с Центральной Азией. Кроме того,
местные власти большое значение придают развитию трансграничного электронного бизнеса
— Согласно «Программе развития электронной коммерции Синьцзян-Уйгурского автономного района на 13-ю пятилетку», к 2020 году Синьцзян станет крупномасштабным региональным центром трансграничной электронной коммерции и электронной торговли специфическими товарами. Это принесет местным внешнеторговым предприятиям еще больше возможностей для развития, — пишет Кожирова.
Автор ссылается на мнение зампредседателя Китайской торговой палаты по импорту и экспорту текстильных изделий Чжан Сиань. Он утверждает, что
Центральная Азия может стать крупнейшим рынком текстильных изделий Синьцзяна
Основные рынки сбыта местной продукции – Казахстан, Кыргызстан и Россия.
В 2017 г. общий экспорт одежды из Китая в страны региона достиг $7,2 млрд, в том числе 80% пришлось на Синьцзян.
С 2014 года по июнь 2018 число швейных предприятий в Синьцзяне увеличилось более чем на 2 тыс. человек, а общее число работников отрасли превысило полмиллиона.
— Многие текстильные предприятия экономически развитого востока Китая создают свои новые производственные базы в Синьцзяне. Этот регион считается одним из лидеров производства хлопка на северо-западе Китая, — отметила эксперт.
Синьцзян становится центром выстраивания нового экономического пояса Шелкового пути. И это дает большие возможности для развития района.
Например, здесь собираются создать «три коридора» в сферах транспорта, энергетики и связи, «три базы», связанные с производством, переработкой и хранением нефти и газа, развитием угольной промышленности, ветро- и солнечной энергетики.
— Регион также планирует создать «пять центров»: транспорта, торговли, культуры, финансов и здравоохранения, — добавила Кожирова.
Во-первых, Синьцзян играет жизненно важную и стратегическую роль в экономической безопасности Китая. Он обеспечивает страну природным газом, нефтью и углем.
Во-вторых, СУАР – это транзитный маршрут импортируемых из-за рубежа энергоносителей. Он будет играть все более важную роль в безопасности поставок Китая. Растет его стратегическое значение по отношению к внешней торговле КНР. Синьцзян становиться воротами Китая в Центральную Азию и за ее пределы.
Регион — крупнейший центр внешней торговли со сниженными логистическими издержками и единственный крупнейший поставщик сырья в быстро развивающуюся текстильную промышленность Китая.
В-третьих, хотя экономический рост Поднебесной многим обязан Синьцзяну, хотя тот и отстает от большей части страны по своей доле от национального дохода. Развитый и стабильный Синьцзян – один из ключей обеспечения экономической безопасности Китая в долгосрочной перспективе.
Пекин не может рисковать нестабильностью в регионе, производящем энергоносители и хлопок
Это еще и крупный внешнеторговый узел, через который идут важные транспортные пути, связывающие Китай с остальным миром.