Самоидентификация граждан Казахстана не укладывается в плоскость этноса и зависит от ряда факторов.
Формирование идентичности у граждан Казахстана — процесс сложный и долгий, ведь люди позиционируют себя в разных ипостасях. Об этом говорит Ирина Черных, политолог и главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана.
«В Казахстане есть только одна нация — казахи» — Айдос Сарым
— Вполне естественным является ощущение себя гражданином Казахстана — с одной стороны. А с другой — представителем своей этнической группы, конфессии и региона проживания. Этих идентичностей может быть огромное количество. И в разных ситуациях человек в большей или меньшей степени проявляет те или иные из них, — замечает она.
Черных приводит в пример данные массового опроса КИСИ в сентябре 2014 года — «Идентификационные модели основных этносов Казахстана в контексте социальной безопасности».
— Результаты опроса 2000 человек показали, что
гражданская идентичность, или ощущение себя казахстанцем, доминирует у 41,2% опрошенных респондентов
А этническая — у 47,6%. При этом 74,1% граждан высказались за построение в Казахстане единой гражданской нации. Это предусматривает, что все казахстанцы, независимо от этнической принадлежности, должны стать системообразующим народом, — отмечает эксперт КИСИ.
Это, по ее мнению, говорит о том, что в обществе произошло снижение значимости этнической дифференциации. При этом более значимыми стали такие критерии идентификации, как
Между тем, по наблюдениям Ирины Черных, обсуждение вопросов идентичности переместилось в онлайн-пространство.
— К примеру, они затрагивают вопросы ЛГБТ-сообщества в Казахстане, — замечает политолог.
Между тем тенденции таковы, что определенные группы населения становятся все более мобильными, усиливая миграционные настроения. А это, в свою очередь, формирует новый образ жизни и модели поведения.
— Сегодня фиксируется новый тренд – формирование транснациональной идентичности. В большей степени он характерен для приграничных районов Казахстана (севера и юга страны), а также для областей, где сохраняется этническое и религиозное разнообразие. В этих регионах идет постоянное взаимодействие населения, принадлежащего к разным государствам. И
люди перестают воспринимать соседнее государство как чужое
Например, в северных областях Казахстана и Узбекистана распространена практика совершать покупки в магазинах соседней страны, работать на территории другого государства, а также выезжать к «соседям» на краткосрочный отдых или получать высшее образование. В то же время сохраняется привязанность и лояльность к Казахстану, как к стране гражданства, — отмечает Черных.
Для современной идентичности характерна и многосубъектность. Когда один и тот же человек может ощущать свою принадлежность к разным идентификационным группам. То есть разделять чувство единства с теми, кто имеет гражданство Казахстана и, например, с православным или исламским миром.
— Примечателен в этом контексте распространенный в мессенджере видеоролик об обряде крещения в Астане.
Он был интересен тем, что в прорубь окунались и православные, и казахи, а рядом кто-то кричал «Аллах Акбар»
Можно по-разному отнестись к этому. Но вопрос в том, что мы живем в многонациональной среде, и для многих мусульман праздник Крещения становится таким же приемлемым, как и для православного населения, — замечает она.
Политолог также отмечает формирование наряду с традиционными идентичностями (этническая и конфессиональная) новых идентификационных групп. Они придерживаются определенной системы ценностей, разделяют общие интересы и демонстрируют определенную поведенческую модель. К примеру, это хипстеры, или так называемый «креативный класс».
— Подобные формирования, как правило, не имеют ничего общего с молодежными движениями, которые «навязываются» сверху
и управляются существующими политическими структурами и институтами, — замечает эксперт КИСИ.
В процессе формирования новых идентификационных групп, по мнению Ирины Черных, нельзя также не учитывать и поколенческий сдвиг.
На выбор каналов получения информации влияет возрастной фактор. Одна и та же информация может восприниматься молодым и более старшим поколением по-разному. Если для старшего характерно более традиционное сознание, молодое поколение больше подвержено современным веяниям.
— Примечательна в этом контексте разность восприятия Айжан Байзаковой и Ширин Нарчаевой
Если у более зрелого поколения скорее негативное отношение к этим персонам, то молодежь восприняла их более позитивно — как некий символ свободы и раскрепощенности. Хотя и среди молодых были их противники — приверженцы традиционного уклада. На это повлияли другие факторы, которые нуждаются в дополнительном изучении, — заключает Ирина Черных.