Подоплека такого шага — ограничение добычи нефти. Но не сразу.
По сообщению министра энергетики Каната Бозумбаева, Казахстан войдет в состав мониторингового комитета ОПЕК+ (JMMC). Официальное объявление о включении Казахстана в состав мониторингового комитета, предположительно, будет сделано весной 2019 года, отмечает Олжас Тулеуов, экономист ЦИПЭ, на своем телеграм-канале Tengenomika.
Мониторинговый комитет (JMMC), в который входят представители Венесуэлы, Кувейта, Алжира, Омана, России, Саудовской Аравии, был создан для контроля за соблюдением соглашения ОПЕК+ и выработке рекомендаций о его корректировке.
— На наш взгляд, включение Казахстана в состав комитета в том числе может быть связано с тем, что
именно наша страна хуже всех выполняет свои обязательства по соглашению ОПЕК+,
о чем не раз заявляло даже Международное энергетичесеое агентство, — замечает Тулеуов.
Так, на протяжении 2017-2018 годов, когда страны-участники соглашения сокращали добычу (за исключением Ливии и Нигерии, которым было разрешено не снижать производство сырья),
в Казахстане объем добычи нефти достиг исторически рекордных значений в 90 млн тонн в год,
(1,8-1,9 млн баррелей в сутки). То есть соглашение не раз нарушалось. Стоит отметить, на то была особая причина — эксплуатация месторождения Кашаган перешла в активную фазу.
— Теперь, являясь активным участником комитета, у Казахстана останется меньше маневров для дальнейшего расширения производства энергоносителей. Это создает определенные риски для наращивания темпов экономического роста. Ведь экспорт энергоносителей — один из значимых драйверов роста экономики. Снижение темпов роста добычи скажется на замедлении экспорта. А следовательно и на ВВП, — подчеркивает эксперт.
Между тем, как отмечает Рашид Жаксылыков, председатель президиума союза нефтесервисных компаний Казахстана, все проекты по расширению и увеличению нефтедобычи в Казахстане направлены в будущее.
— В 2019 году мы должны будем добыть не больше 90 млн тонн. Чтобы увеличить эту цифру, необходимо реализовать какие-то новые проекты.
Но на ближайшие 3-4 года этого не предвидится
К тому же, работы на Кашагане весной будут остановлены, предстоит капремонт. Поэтому Казахстан со спокойной душой может войти в ОПЕК+. А когда наступит период прироста (примерно в 2022 году), вероятно, мы из него выйдем. Пока время у нас есть, — замечает Жаксылыков.
В целом, государства, входящие в ОПЕК, стремятся, чтобы общее снижение добычи «черного золота» позволяло удерживать цены на него, предотвращая падение.
— И если каждый на рынке будет делать все что угодно, цена на нефть опять рухнет, — говорит Жаксылыков.