Пометка «халал» давно превратилась в маркетинговую уловку. Используя исламские ценности, это помогает продавать все что угодно.
По мнению экспертов, за дело должно взяться Духовное управление мусульман (ДУМК). А за обман потребителей надо законодательно ужесточить ответственность.
По данным министра здравоохранения РК Елжана Биртанова, в 2018 году в 143 пробах колбасных изделий было выявлено содержание ДНК свиньи. При этом упаковки были с пометкой «халал».
Чтобы избежать несоответствия и обеспечить контроль качества и безопасности других видов товаров и услуг, при минздраве будет создан Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг.
Как отмечает президент Национальной лиги потребителей РК Светлана Романовская,
некоторые производители маркируют продукцию «халал» ради прибыли
Однако это всего лишь маркетинговая уловка.
— Написать можно что угодно: и «халал», и «органик». Но зачастую в так называемых «органических» продуктах химии больше, чем в неорганических.
За все это должна быть предусмотрена ответственность. А ее у нас нет. Есть 190 статья «Введение в заблуждение»,
но она не особо пугает недобросовестных предпринимателей.
И пока государство не ужесточит за это ответственность, обман будет продолжаться. Усугубляет ситуацию и безграмотность самих потребителей, — говорит Романовская.
Однако она убеждена, что создание комитета по контролю качества и безопасности товаров и услуг ничего не изменит.
— Это будет очередная профанация — должного контроля не появится, — считает она.
Примечательно, что сегодня большая часть продукции, не соответствующая показателям безопасности и качества, ввозится в страну по документам, выданными с грубыми нарушениями. Так,
за 2018 год министерством выявлено порядка 6,2 тыс. «серых сертификатов»
Из них 3,5 тыс. выданы органами по подтверждению соответствия РФ, 2,7 тыс. — органами РК. Романовская убеждена, что за «липовые» сертификаты должна быть уголовная ответственность.
— В Китае, к примеру, за подделку документов, что может нанести вред жизни и здоровью, предусмотрено ограничение свободы
Был случай отравления детей молоком, так виновных тогда расстреляли, — вспоминает она.
Между тем Биртанов отмечает, что с 2015 по 2016 гг. наблюдается тенденция снижения общего количества несоответствующей продукции на потребительском рынке (с 26 до 14,1%). Однако, по мнению Романовской, сократилось лишь количество проверок, поэтому картина не совсем объективная.
Нуркен Халыкберген, управляющий партнер агентства Khalykbergen Strategic Communications, отмечает, что выявленные несоответствия стандарту халал в Казахстане отображают не всю картину.
— Халяльный рынок продукции в мире оценивается в 2-2,5 трлн долларов. Туда входят продовольственные и непродовольственные товары.
Халялизация продукции учитывает тренды рынка — рост населения мусульманских стран и увеличения мусульманского сообщества. В продукции ряда казахстанских компаний было выявлено ДНК свиньи. Но если смотреть глубже — к примеру,
мясная продукция с маркировкой «халал» означает, что животное должно забиваться определенным образом
Перед этим читается молитва, затем ему перерезают горло и пускают кровь, но ни в коем случае не используется электрошокер. Важно и то, чем животное питалось до забоя, — замечает Халыкберген.
Во многих странах проверку на соответствие продукции требованиям «халал» осуществляет комитет «халал». Он не является госорганом, это аналог комитета стандартизации и сертификации.
В Казахстане, по мнению Халыкбергена, эту функцию мог бы взять на себя ДУМК. Только зарегистрировано оно как неправительственная организация, представляющая интересы мусульман.
— ДУМК и должно создать комитет, который бы обладал всей соответствующей техникой и персоналом. Он должен будет выдавать заключения о халяльности или нехаляльности.
Но выдающие заключения в этом комитете должны обладать соответствующим образованием и знать определенные нормы производства.
Если производитель заявляет, что его продукция «халяльная», он должен обеспечить и доступ для комитета ДУМК,
— говорит эксперт.
Только при таком подходе можно быть уверенным, что стандартизация и сертификация продукции «халал» ведется соответствующим образом.
Государство, учитывая его светскую модель, не уполномочено вмешиваться в соблюдение «халяльности» продукции. Скорее это все-таки религиозный вопрос.
И пока решение в этом направлении не сформировано, некоторые производители продолжают пользоваться репутационным знаком «халал», стараясь увеличить свои продажи.