На фоне общего роста просроченных займов на 11% в ноябре 2018 года двум крупнейшим банкам-кредиторам удалось резко сократить объем «плохих» кредитов.
Это банки «Центр Кредит» (сразу минус 21,4%, что очень весомо) и «Жилстройсбербанк» (минус 9,6%). Немного улучшили показатели АТФБанк (минус 1,7%) и Народный Банк (минус 1,2%).
Как отмечает экономист Асет Наурызбаев, иногда банки позволяют своим клиентам получить новые и закрыть старые кредиты. Хотя Нацбанк обычно такое пресекает.
— Возможно, была проведена какая-то работа в этих двух банках по реструктурированию кредитов.
К примеру, заемщик приходит и говорит, что хотел бы поменять график погашения по своему кредиту. То есть, допустим, человек платил ежемесячно 40 тыс. тенге по кредиту, выданному на три года, и ему сделали ежемесячный платеж по 30 тыс., но уже на пять лет.
В этом случае человеку становится легче платить — денег на ежемесячную выплату начинает хватать и он попадает в стандартные условия
Это здоровая практика, — рассказывает экономист.
По его словам, чтобы проделать такую большую работу, менеджменту банка нужно встречаться со всеми заемщиками, выяснять причины просрочек по кредиту и принимать меры.
— Если было сделано так, это хорошая практика. Если же это было сделано путем рисования балансов, это плохая практика. Например,
была жесткая учетная политика, потом она смягчается и кредиты из плохих превращаются в более-менее стандартные
В общем, первый способ более честный и сложный. А второй — менее честный и более легкий. Но он позволяет наращивать капитал. Банки же из своего капитала вычитают все эти резервы на плохие кредиты. А если капитал и так был низкий, на границе норматива, придется откуда-то доставать деньги, чтобы его пополнять, — замечает Асет Наурызбаев.
Арман Байганов, экономист Astana Best Consulting Group, отмечает, что качество кредитного портфеля в банках зависит, как правило, от менеджмента. А также от внешних факторов — состояния экономики, девальваций и т. д. После девальвации тенге часто просрочка по кредитам в банках растет, так как доходы заемщиков уменьшаются, платить становится сложнее.
— Бывает, что
идет резкое увеличение ссудного портфеля, тогда просроченная задолженность в общей массе уменьшается
Или наоборот, когда выдачи нет, просрочка через какое-то время растет. В основном это происходит в кризисные периоды, — замечает он.
Байганов предполагает, что
у «Жилстройсбербанка» просрочка сокращается за счет реализации госпрограмм, благодаря которым он увеличивает свои средства
— К тому же, у «Жилстройсербанка» на депозитах большие суммы и меньше рискованного финансирования. Что касается «Центр Кредита», думаю, сокращение плохих кредитов — это все-таки заслуга управления, — считает он.