Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.47
EUR
475
+0.97
RUB
4.8
+0.04

Дизайнеры, агрономы и ветеринары регулируют воздушное движение в Казахстане — Генпрокурор

59675
Кайрат Кожамжаров. Источник — kapital.kz

Ранее генеральный прокурор внес премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву представление об устранении ряда нарушений, выявленных в ходе проверки.

Опасное небо

Проверяли прокуроры много чего — от ценообразования на билеты до кадрового состава авиационных служб. Выводы неутешительные.

Приведем некоторые из самых любопытных фактов.

По мнению Кайрата Кожамжарова, государство должно вмешаться в формирование цен на авиационные услуги. Сейчас их диктуют сами авиакомпании и аэропорты. В результате

пассажиры переплачивают за билеты, а многие зарубежные перевозчики и вовсе отказались летать в Казахстан

или сократили рейсы.

По данным генпрокурора, очень неладно в стране и с авиационной безопасностью. В 2017-2018 гг. произошло 108 авиасобытий, в том числе 5 катастроф. Погибли 11 человек.

Прокурорская проверка выявила 200 незарегистрированных самолетов, а у 300 бортов просрочены сертификаты летной годности. Да и кому их сертифицировать, если

из 20 госавиаинспекторов только у одного есть допуск к оценке состояния иностранных самолетов

Несмотря на то что Академия гражданской авиации выпускает достаточно профессиональных диспетчеров, «Казаэронавигация» не принимает их на работу. При наличии 95 вакансий, трудоустроились по специальности только 10 выпускников академии. Остальные 44 сидят без дела. И это при том, что сама «Казаэронавигация» потратила 2 млрд тенге на обучение навыкам диспетчеров 230 непрофильных специалистов.

Поэтому теперь в Казахстане воздушное движение регулируют менеджеры, дизайнеры, ветеринары и агрономы

Резюмируя результаты проверки, Кайрат Кожамжаров так и написал, что все выявленные нарушения — следствие снижения контроля со стороны Комитета гражданской авиации.

А был ли диплом?

Что примечательно, проверка Генеральной прокуратуры аккурат совпала с новым витком скандала, связанного с аннулированным дипломом одного из зампредседателя КГА — Тоты Амировой.

Тоты Амирова

Тоты Амирова

Первоначально скандал вокруг несоответствия образования и опыта работы Тоты Амировой для должности заместителя председателя КГА разразился в ноябре 2017. Был составлен акт проверки, подписанный сотрудником Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции.

В декабре 2017 года приказом и. о. ректора Академии гражданской авиации диплом летчика Тоты Амировой аннулирован.

Столичной полицией даже расследовалось уголовное дело по факту использования недействительного документа

Во время следствия минобразования пыталось разобраться в подлинности диплома Амировой. Но сделать этого не удалось. Та специальность, что указана в документе, никогда не числилась в классификаторе. 12 декабря 2018 года Тоты Амирова на своей странице в Facebook ответила на обвинения в некомпетентности.

«Опять типа «журналисты» написали, что у меня аннулировали диплом. Как госслужащая я должна отреагировать. Поэтому пишу этот пост. Я училась очно с 17-22 лет в Риге, в институте инженеров гражданской авиации, диплом о высшем образовании мне дал СССР, его невозможно аннулировать. Также очно училась в Алмате в Академии, почти все согрупники живые, капитаны самолетов в разных странах, могут подтвердить мой диплом авиационного колледжа, но я не обращалась, так как неудобно говорить, что в собственной стране мне такое устраивают. И британскую лицензию я получила в Оксфорде, и аннулировать в нашей стране его невозможно, и недавно, как обычно два раза в год, я подтвердила его, полетав в Европе с иностранными пилотами», — написала чиновница.

Однако вопрос стоял про диплом, выданный Академией гражданской авиации Казахстана. Никто не спрашивает про Рижский институт или Оксфордский колледж.

Квалификационные требования к занимаемой должности и действующий диплом Рижского института не позволяют г-же Амировой занимать эту должность

Упоминания об этом имеются в актах проверок.

О дипломе — или хорошо, или никак?

Редакция медиапортала 365info сделала запрос на имя председателя КГА Талгата Ластаева. Нас конкретно интересовало, почему после данного факта г-жа Амирова была назначена на должность заместителя председателя КГА?

Ответил на письмо заместитель председателя Айбек Альжанов. Об аннулированном дипломе — ни слова

Он написал, что с 26 июля 2017 года Тоты Серикказыевна занимает должность руководителя — главного госавиаинспектора управления летной эксплуатации КГА. А с 14 августа 2017 параллельно временно исполняет обязанности зампредседателя КГА.

Но зачем Айбек Куанышевич лукавит, непонятно. Ведь на официальном сайте КГА Тоты Амирова указана как самый что ни на есть постоянный, а не временный зампредседателя. И это совсем не одно и то же.

Оскорбления эксперта ICAO

Кроме того, у редакции появились весьма любопытные документы, свидетельствующие, что у Тоты Серикказыевны проблемы с выдержкой.

Дела давно минувших дней. Однако человек продолжает занимать руководящие посты в КГА. В 2014 году у Тоты Амировой развернулся серьезный конфликт с руководством «Эйр Астаны». По поводу нормирования рабочего времени пилотов.

20 мая 2014 года Тоты Серикказыевна наведалась в офис авиакомпании. И в отсутствие руководства агитировала летчиков писать жалобы в КГА о нарушении их прав

На что незамедлительно последовала недвусмысленная переписка между главой «Эйр Астаны» Питером Фостером и руководством КГА. Фостер был возмущен вмешательством чиновницы в дела компании без предварительного уведомления.

Закончилась эта история тем, что в марте 2015 года в Казахстан на встречу с профсоюзом летчиков «Эйр Астаны» приехали сотрудники IСAO.

На этом совещании, судя по документам, Тоты Амирова несколько раз оскорбила эксперта Елену Катаман по национальному признаку

«Данное поведение и высказывания мы считаем оскорбительными как для экспертов, так и для Международной организации гражданской авиации. Эксперты из разных стран, независимо от их происхождения, представляют ICAO и были отобраны по знаниям, опыту и их высокой компетентности в конкретной области гражданской авиации. Все эксперты являются сотрудниками ООН», — написали представители ICAO тогдашнему главе КГА Бекену Сейдахметову.

Разразился очередной скандал. Эксперты ICAO и работники КГА требовали наказать Амирову за нарушение Кодекса чести госслужащих.

Дисциплина — не ахти

Мы спросили у руководства КГА, какое наказание она понесла. Оказалось — никакое. За 5 лет работы в комитете ее ни разу не привлекали к дисциплинарной ответственности.

Хотя в том же 2014 на госпожу Амирову было представление по поводу незаконной выдачи разрешения на полеты «Боинга» авиакомпании «ИнвестАвиа». Об этом случае мы подробно писали в статье «Авиаторы обвиняют руководство КГА в лоббировании интересов иностранцев».

Ну и наконец, нам дали исчерпывающий ответ, почему несмотря на все истекшие сроки, КГА не регистрирует в Казахстане Ил-18 авиакомпании Jupiter Jet. Этот конфликт уже открыто обсуждается пользователями соцсетей.

Ил-18 Jupiter Jet

«Задержка регистрации воздушного судна Ил-18 авиакомпании Jupiter Jet связана с тем, что возраст самолета превышает 45 лет и ранее он был зарегистрирован в Республике Чад.

В связи с чем имеются серьезные опасения в отношении его эксплуатационных возможностей»,

— написал редакции Айбек Альжанов.

Вот так все просто в нашем КГА — через закон, четко регулирующий сроки регистрации самолетов, можно переступить. Потому что вопреки заключению конструкторского бюро Ильюшина об отличном состоянии самолета, у кого-то в нашем КГА есть опасения. Зато 200 незарегистрированных бортов летают спокойно.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter