Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

В чем суть эффективной религиозной политики Казахстана?

2862
press-unity.com
В современном мире это очень сложная задача. С учетом того, что периодически проявляющиеся вспышки террористических атак со стороны мелких радикальных группировок постоянно ставят перед разными странами — от стран Европы до мусульманских государств — вопрос выбора тактики реагирования на них.

Очевидно, что террористические атаки, которые обычно совершаются радикалами-одиночками,

призваны создать в обществе атмосферу страха и тем самым спровоцировать государства на применение крайне жестких мер

полицейского характера. Целью здесь является расширение числа своих сторонников в ответ на действия властей.

Причем такая тактика не является отличительной особенностью только современных радикалов исламистского толка.

В частности в Российской империи террористы из числа «народовольцев» полагали, что акции террора и последующие репрессивные действия властей вызовут в конечном итоге более широкое движение в обществе.

Найти «золотую середину»

Поэтому для любых государств, столкнувшихся с вызовами со стороны радикалов, важно найти «золотую середину» между необходимыми действиями спецслужб по нейтрализации экстремистов и сохранением привычного для общества образа жизни.

Конечно,

в государствах с жесткой полицейской системой тотального контроля теракты обычно не происходят

Так, после взрывов в Ташкенте в конце 1990-х годов в Узбекистане была построена очень жесткая, хотя и весьма эффективная, система полицейского контроля. Необходимость этого была одной из причин, почему Узбекистан только сейчас приступил к давно уже назревшим реформам в своей экономической жизни.

В Европе же считают, что лучшим ответом террористам будет сохранение прежнего образа жизни, но с непременным улучшением эффективности действий спецслужб по предотвращению террористической активности.

В Казахстане также были внесены коррективы в свою политику после нескольких терактов, совершенных радикалами в городах Актобе, Таразе, Алматы. Причем действия государства носили комплексный характер.

С одной стороны, были предприняты специальные меры против радикально настроенных граждан, входивших в так называемую группу риска. Это можно отнести к оперативному реагированию на возникшую угрозу. С другой стороны, были предприняты меры системного характера.

Среди них

стоит отметить больший контроль за процессом религиозного обучения за пределами Казахстана

Это обстоятельство было связано с тем, что многие радикалы стали таковыми именно в процессе обучения в религиозных учебных заведениях за границей. Они не критически восприняли идеологические и часто весьма жесткие дискуссии, которые ведутся в исламском мире последние 100 лет.

Именно неготовность молодых людей к критическому восприятию действительности, а также отсутствие в 1990-е годы в Казахстане, как и на всей территории бывшего СССР, знаний об исламе, привели к тому, что многие студенты того времени стали неофитами.

В результате они

восприняли идеи, пропагандирующие агрессивность по отношению к тем, кого считали неверными

Образование и политика в приоритете

Сегодня в Казахстане достаточно учебных заведений для получения религиозного образования, поэтому нет необходимости в массовом приобретении образования в зарубежных религиозных центрах. В конечном итоге

именно образование является важнейшим элементом любых религиозных практик

А какими они будут, зависит от системы обучения.

Кроме того, государство определилось с приоритетами религиозной политики. Известно, что заметно возросший в обществе интерес к религии привел к появлению большого количества религиозных граждан. И многие стали ориентироваться на самые разные направления в исламе.

В обществе и государстве к этому относились в целом нейтрально, потому что это было частью процесса сближения бывших атеистических обществ бывшего СССР с внешним исламским миром.

Одновременно

шло возрождение прежних религиозных традиций,

существовавших до начала проведения в СССР жесткой атеистической политики. Например, важной частью был мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и подобные ему по всему Казахстану.

Этому способствовала достаточно либеральная религиозная среда, сформированная соответствующим законом о религии начала 1990-х годов.

В первую очередь светская страна

В целом существование приверженцев (неофитов) разных концепций в рамках ислама, в том числе противоречащих друг другу, не имело большого значения, пока их было немного. Однако

сложность заключалась в том, что все неофиты стремились к расширению своего влияния

Поэтому государство в новом законопроекте предлагает ограничить возможности религиозно мотивированных людей влиять на своих подчиненных хотя бы в рамках государственных органов управления.

Главное в том, что государство четко формулирует, что

Казахстан в первую очередь светская страна с давней религиозной традицией,

которая больше 70 лет находилась под давлением атеистической политики бывшего СССР. Сегодня республика активно взаимодействует с внешним исламским миром, имеет всю необходимую религиозную инфраструктуру и большое количество хорошо образованных улемов.

При этом именно религиозные традиции казахского народа остаются в основе религиозных практик,

что не отменяет возможность приверженцам других направлений в исламе придерживаться своих убеждений. При условии, что они не создают угрозы общественной стабильности.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter