В настоящий момент Казахстан представляет собой один из наиболее удачных примеров сочетания принципов организации светского государства и одновременно проведения достаточно эффективной религиозной политики.
Очевидно, что террористические атаки, которые обычно совершаются радикалами-одиночками,
призваны создать в обществе атмосферу страха и тем самым спровоцировать государства на применение крайне жестких мер
полицейского характера. Целью здесь является расширение числа своих сторонников в ответ на действия властей.
Причем такая тактика не является отличительной особенностью только современных радикалов исламистского толка.
В частности в Российской империи террористы из числа «народовольцев» полагали, что акции террора и последующие репрессивные действия властей вызовут в конечном итоге более широкое движение в обществе.
Поэтому для любых государств, столкнувшихся с вызовами со стороны радикалов, важно найти «золотую середину» между необходимыми действиями спецслужб по нейтрализации экстремистов и сохранением привычного для общества образа жизни.
Конечно,
в государствах с жесткой полицейской системой тотального контроля теракты обычно не происходят
Так, после взрывов в Ташкенте в конце 1990-х годов в Узбекистане была построена очень жесткая, хотя и весьма эффективная, система полицейского контроля. Необходимость этого была одной из причин, почему Узбекистан только сейчас приступил к давно уже назревшим реформам в своей экономической жизни.
В Европе же считают, что лучшим ответом террористам будет сохранение прежнего образа жизни, но с непременным улучшением эффективности действий спецслужб по предотвращению террористической активности.
В Казахстане также были внесены коррективы в свою политику после нескольких терактов, совершенных радикалами в городах Актобе, Таразе, Алматы. Причем действия государства носили комплексный характер.
С одной стороны, были предприняты специальные меры против радикально настроенных граждан, входивших в так называемую группу риска. Это можно отнести к оперативному реагированию на возникшую угрозу. С другой стороны, были предприняты меры системного характера.
Среди них
стоит отметить больший контроль за процессом религиозного обучения за пределами Казахстана
Это обстоятельство было связано с тем, что многие радикалы стали таковыми именно в процессе обучения в религиозных учебных заведениях за границей. Они не критически восприняли идеологические и часто весьма жесткие дискуссии, которые ведутся в исламском мире последние 100 лет.
Именно неготовность молодых людей к критическому восприятию действительности, а также отсутствие в 1990-е годы в Казахстане, как и на всей территории бывшего СССР, знаний об исламе, привели к тому, что многие студенты того времени стали неофитами.
В результате они
восприняли идеи, пропагандирующие агрессивность по отношению к тем, кого считали неверными
Сегодня в Казахстане достаточно учебных заведений для получения религиозного образования, поэтому нет необходимости в массовом приобретении образования в зарубежных религиозных центрах. В конечном итоге
именно образование является важнейшим элементом любых религиозных практик
А какими они будут, зависит от системы обучения.
Кроме того, государство определилось с приоритетами религиозной политики. Известно, что заметно возросший в обществе интерес к религии привел к появлению большого количества религиозных граждан. И многие стали ориентироваться на самые разные направления в исламе.
В обществе и государстве к этому относились в целом нейтрально, потому что это было частью процесса сближения бывших атеистических обществ бывшего СССР с внешним исламским миром.
Одновременно
шло возрождение прежних религиозных традиций,
существовавших до начала проведения в СССР жесткой атеистической политики. Например, важной частью был мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и подобные ему по всему Казахстану.
Этому способствовала достаточно либеральная религиозная среда, сформированная соответствующим законом о религии начала 1990-х годов.
В целом существование приверженцев (неофитов) разных концепций в рамках ислама, в том числе противоречащих друг другу, не имело большого значения, пока их было немного. Однако
сложность заключалась в том, что все неофиты стремились к расширению своего влияния
Поэтому государство в новом законопроекте предлагает ограничить возможности религиозно мотивированных людей влиять на своих подчиненных хотя бы в рамках государственных органов управления.
Главное в том, что государство четко формулирует, что
Казахстан в первую очередь светская страна с давней религиозной традицией,
которая больше 70 лет находилась под давлением атеистической политики бывшего СССР. Сегодня республика активно взаимодействует с внешним исламским миром, имеет всю необходимую религиозную инфраструктуру и большое количество хорошо образованных улемов.
При этом именно религиозные традиции казахского народа остаются в основе религиозных практик,
что не отменяет возможность приверженцам других направлений в исламе придерживаться своих убеждений. При условии, что они не создают угрозы общественной стабильности.