Не исключено, что в будущем государству придется снова спасать банки.
Формально рынок кредитования в Казахстане продолжает восстанавливаться. За 10 месяцев 2018 года выдача новых кредитов выросла на 25,1%, или 2,2 трлн тенге. Об этом заявил Данияр Акишев, председатель Нацбанка.
Арман Байганов, экономист Astana Best Consulting Group, объясняет рост интереса населения к кредитам тем, что после периода низкой стоимости нефти произошло оживление.
— 2016 год и часть 2017-го года в экономике были застойными. Тенге сильно девальвировал. Большинство населения не было уверено, брать или не брать кредиты. После этого курс на какое-то время стабилизировался в районе 330, выросли и цены на нефть.
Чтобы смягчить финансовый кризис, государство начало выделять крупные трансферты из Нацфонда и других фондов. Эти средства шли на различные инфраструктурные проекты. Кроме того, начали субсидировать процентные ставки по кредитам, в том числе и по ипотечным, в рамках программы «7-20-25». Все это повлияло на повышение покупательской способности населения. Не стоит забывать и о снижении базовой ставки до 9%, — подчеркивает Байганов.
Кроме того, как он отмечает, в период с 2016 по 2017 годы часть людей погасили свои займы, очистившись от кредиторской задолженности. Экономист предполагает, что сейчас эти люди начали снова активно брать кредиты. По его мнению, в большинстве своем это физические лица.
— Но если и дальше рост кредитования продолжится, может возникнуть проблема. Я за то, чтобы он был умеренным и постепенным, а не шел резкими скачками. Рост в 25,1% — с одной стороны, хорошо, ведь это говорит о возможном росте малого и среднего бизнеса в стране. Но с другой стороны
будет увеличиваться закредитованность населения, что не очень хорошо
В условиях, когда не знаешь, чего ожидать, учитывая не совсем понятную политику Трампа и падение цен на нефть,
могут возникнуть проблемы у банков, вырастет «плохая кредитная масса»
Тогда государству их снова придется спасать. Хотя сейчас банки ужесточили свои требования и нормативы, — отмечает экономист.
В целом, по словам Армана Байганова, субсидирование процентных ставок по кредитам — не совсем рыночная ситуация.
Экономист Магбат Спанов, в свою очередь отмечает, что люди стали больше брать кредиты, потому что им не хватает денег.
— Сами видите, идет обесценивание национальной валюты.
В этих условиях люди пытаются реализовать свои мечты, поэтому берут кредиты
С другой стороны, ситуация в экономической сфере не улучшается, несмотря на громогласные заявления о 4% росте. И сами власти это признают, предлагая определенные действия для улучшения благосостояние населения, — подмечает Спанов.
Он считает, что активность на рынке кредитования — это плюс для банков, это позволяет им зарабатывать.
— К сожалению, каких-то других хороших источников для зарабатывания денег у банков в Казахстане нет. Это связано с монополизацией нашей экономики. Думаю, если не возникнет резкого ухудшения экономической ситуации в стране, это отрицательно никак не повлияет на платежеспособность заемщиков, — заключает экономист.