«В России две беды — дураки и дороги» — эта апокрифическая фраза приписывается разным историческим личностям (то ли Гоголю, то ли Салтыкову-Щедрину). И беды эти, особенно дороги, серьезно бьют по экономике в целом и по бизнесу в частности.
Согласно правительственной программе, рассчитанной до 2024 года, на всю транспортную сферу в целом планируют выделить 6,3 млрд рублей. Но правительство может не найти заявленной в программе суммы.
Развитие транспортной отрасли помогло бы и частному бизнесу, и экономике в целом. Но
только бюджетных средств для этого недостаточно — нужны частные инвестиции, а инвесторов привлечь будет очень сложно,
считают специалисты.
Основные издержки перевозчиков, вызванные несовершенством дорожной инфраструктуры, это ремонт транспорта и простои в пути, считает председатель «Объединения перевозчиков России» Андрей Бажутин.
«С федеральными трассами ситуация стала лучше. Но эти дороги не долговечные, на них регулярно появляются ямы, канавы, в них попадают грузовики, транспорт ломается.
Ремонт автомобиля — мероприятие дорогостоящее и измеряется десятками и сотнями тысяч рублей. Это первое.
Второе. Обслуживание дорог очень плохое. Только началась зима — уже заторы из-за снега. Машины вынуждены простаивать, это никто не оплачивает, можно простоять и сутки, и трое, нарушается режим труда и отдыха, а в зимних условиях еще и расход топлива.
Что касается региональных дорог, скажу просто: их нет»,
— рассказал Бажутин Eurasianet.org.
Самые плохие трассы в России дальнобойщики и водители легковых машин отмечают на «карте убитых дорог», которую создал Общественный народный фронт, чтобы привлечь внимание властей к конкретным объектам.
Перевозчики добавили на эту карту уже 60 участков дорог общей протяженностью 203 км. В частности, водители жалуются на федеральные трассы в Рязанской, Новгородской, Кировской, Псковской, Костромской областях.
«Чтобы проехать, местами приходится ехать по обочине, рискуя съехать в кювет… Протяженность участка, самого плохого и непригодного для езды на автомобиле, примерно 25-30 км. Терпеть нет сил. На дворе 21 век», — пишет один из водителей о платной дороге в Псковской области.
«Россия находится в третьем десятке стран по качеству инфраструктуры. При этом по качеству автомобильных дорог наша страна относится ко второй сотне государств.
Плотность сети автодорог с поправкой на плотность населения существенно ниже, чем во всех странах БРИКС»,
— пишет премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в своей статье в журнале «Вопросы экономики».
«Строительство автомобильных дорог приводит к развитию всей той промышленности, которая в этом задействована», — говорит директор Центра экономики транспорта ИЭТиТП НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова.
К примеру, увеличиваются объемы производства продукции машиностроения, потому что для строительства нужна дорожная техника.
Растет промышленное производство — растет ВВП
Улучшение транспортной инфраструктуры приводит к увеличению мобильности населения, развитию агломераций, формированию единого рынка. А также к уменьшению издержек при перевозке (сокращается время доставки, затраты на ремонт транспорта и т. д.). Это
способствует снижению цен на логистические услуги и снижению транспортной составляющей в цене товара
Все это помогает развитию международной торговли, спросу на автомобили и многому другому.
По мнению Андрея Бажутина, вложения в транспортную инфраструктуру необходимы, но
для улучшения ситуации на транспортном рынке нужно еще и снижать нагрузку на бизнес
«Если бы правительство меньше нагружало перевозчиков различными поборами (транспортный налог, акциз на топливо, сбор «Платон» за проезд по федеральным дорогам), это улучшило бы ситуацию.
На нас экономически больше давит правительство, а не плохая транспортная инфраструктура»,
— подчеркивает он.
По словам президента Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимира Матягина,
проблема в России не только в плохих дорогах, но и в отсутствии системы контроля над сохранностью дорог
«Почему дороги в плохом состоянии? В том числе и потому, что машины ездят с перегрузом. Контролирующие органы не хотят наводить порядок. Их устраивает, что фуры ездят с перегрузом, потому что госорганы могут собирать мзду.
Несоблюдение закона (кто-то ездит с перегрузом, кто-то не платит сбор «Платон») мешает прежде всего честному бизнесу, потому что создается недобросовестная конкуренция», — объясняет Матягин.
Президент РФ Владимир Путин в марте 2018 заявил, что в ближайшие 6 лет нужно удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог —
выделить более 11 трлн руб. из всех источников (в 2012-2017 на эти цели было потрачено 6,4 трлн рублей)
По словам президента, в стране в последнее время «серьезно обновили федеральные автомобильные трассы, теперь нужно привести в порядок региональные и местные дороги».
В начале октября правительство утвердило комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Однако
сумма транспортных расходов оказалась намного меньше президентской — 6,3 трлн рублей
При этом в транспортную составляющую, помимо дорог, входят расходы на водные пути, железные дороги и логистические центры. То есть на автодороги приходится только часть этой суммы.
Татьяна Кулакова обращает внимание на то, что пока объявлены не все источники финансирования.
«В комплексном плане есть такая строка, как дополнительные средства. Это означает, что эти средства пока не подтверждены. Вызывает интерес их источник для бюджета. Пока денег нет», — отмечает эксперт.
По словам главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева,
в ближайшие 5-7 лет иностранные компании могут инвестировать в российскую экономику $40 млрд,
40% которых быть потрачено на железные и автомобильные дороги, порты и аэропорты, причем прежде всего в отдаленных регионах.
По мнению Кулаковой, привлечь частных инвесторов в дорожную отрасль будет непросто, потому что отдача происходит в течение очень длительного периода. По ее словам, сейчас
кроме бюджетных средств нужно искать и другие источники финансирования. К примеру, использовать инструменты финрынка
«Наша транспортная сеть недоразвита. У нас даже не сформирована сетка, которая соединяла бы все города.
Сколько бы денег сюда ни вкладывали, все равно будет недостаточно. Здесь требуются очень большие средства»,
— замечает эксперт.