Фонд предлагает 5 альтернативных способов информирования населения.
Еще год назад около 8% вкладчиков и получателей ЕНПФ, выбравших в свое время в качестве способа информирования о состоянии пенсионных накоплений почтовое сообщение, были лишены возможности следить за своими накоплениями. Причем по собственной вине.
Люди сменили адреса постоянного места жительства и контактные телефоны, а уведомить об этом фонд или забыли, или не захотели. Поэтому конверты с их выписками с индивидуальных пенсионных счетов вернулись в ЕНПФ невостребованными.
К концу года динамика изменилась в лучшую сторону. Все больше вкладчиков выбирают электронные способы получения информации о своих пенсионных счетах.
В ЕНПФ напоминают, что по закону о пенсионном обеспечении каждый человек в случае смены места жительства или других реквизитов, влияющих на выполнение обязательств ЕНПФ, должен в течение 10 календарных дней с даты таких изменений уведомить об этом Фонд.
— Быть на связи с фондом очень важно, — говорит управляющий директор АО «ЕНПФ» Жанара Тулегенова. — Во-первых, в интересах самого вкладчика или получателя знать о состоянии своих пенсионных накоплений. Во-вторых, обратная связь с ЕНПФ позволяет фонду вести безошибочный учет вкладчиков и получателей.
Сегодня узнать о состоянии своих накоплений можно 5 способами:
Кстати, для использования последнего способа информирования на данный момент необходима электронная цифровая подпись. В скором времени воспользоваться услугой «Выдача информации о состоянии пенсионных накоплений (с учетом инвестиционного дохода) вкладчика (получателя) единого накопительного пенсионного фонда» можно будет с применением одноразового пароля. Его получают посредством sms-сообщения на мобильный номер гражданина из «Мобильной базы граждан».
В ЕНПФ отмечают преимущество электронных способов оповещения вкладчиков перед традиционными отправками выписок с индивидуальных пенсионных счетов. Во-первых, скорость получения услуги гораздо выше. Во-вторых, вкладчик (получатель) может просматривать информацию о состоянии счета 24 часа в сутки 7 дней в неделю, независимо от места проживания. В-третьих, онлайн-информирование позволяет предоставлять самую свежую информацию о накоплениях.
Конечно, в фонде все еще остаются люди, получающие выписки по почте. Однако их становится все меньше. Например, на 1 января 2017 года способ получения информации о своих пенсионных накоплениях «посредством почтовой связи» выбрали более 2 млн 188 тысяч граждан. А уже через год их было на 384 тысячи меньше. За 2018 год, по состоянию на 1 декабря, еще 270 тысяч казахстанцев выбрали другой способ информирования о своих накоплениях.
В геометрической прогрессии растет количество вкладчиков (получателей), выбравших способом связи с ЕНПФ интернет. 1 января 2017 года их было 2,6 млн человек, а к 1 января 2018 года — уже почти 4 млн человек. За неполный 2018-й год получать информацию из фонда через интернет пожелали уже более 5 млн вкладчиков (получателей).
Также в отделения ЕНПФ люди идут очень активно — почти 2 млн человек за неполный 2018 год. Тем не менее, в ЕНПФ все еще остаются 1,2 млн вкладчиков, которые не определились со способом информирования, хотя их число из месяца в месяц сокращается.
— Улучшения показателей информированности нам удалось добиться путем ежедневной кропотливой работы с вкладчиками, — рассказывает Жанара Тулегенова. — Помимо того, что фонд регулярно выходит на связь через средства массовой информации, наши сотрудники постоянно выезжают для разъяснений на крупные предприятия, в отдаленные поселки и малые города.
Принцип полной прозрачности — наше основное кредо. Поэтому мы реализовали массу доступных альтернативных способов информирования наших вкладчиков (получателей). И продолжаем их совершенствовать и упрощать.
Кстати, помимо тех граждан, кто совсем не интересуется своими накоплениями, в ЕНПФ отмечают и другую категорию «спящих» — это люди, чьи счета долгое время не пополняются взносами. По словам Жанары Тулегеновой, большинство «спящих» счетов принадлежит самозанятому населению.
— Мы уже установили контакты с более 574 тыс. человек, из которых более 113 тысяч стали делать пенсионные отчисления. На их счета в совокупности за 10 месяцев 2018 года уже поступили более 1,8 млрд тенге, — говорит управляющий директор АО «ЕНПФ».
Причин, по которым люди годами не копили на свою пенсию, масса. Большинство, конечно, объясняли перерыв отсутствием работы. Некоторые женщины прекратили пополнять счета из-за длительного декретного отпуска. Однако встречаются и такие случаи, когда работники уже от сотрудников ЕНПФ узнавали, что работодатели не перечисляли 10 % от их заработных плат в пенсионный фонд.
Чтобы такого не происходило, каждый вкладчик должен регулярно интересоваться судьбой» своих пенсионных накоплений. В конечном счете, в будущем именно они станут основным источником дохода пенсионера.