Средства массовой информации и представители экспертного сообщества в последние годы нередко говорят о растущей религиозности населения Казахстана.
Так ли это на самом деле, рассказала социолог Научно-исследовательского центра «Молодежь» Ольга Калдыбаева, опираясь на результаты проведенных в 2017-2018 годах опросов и исследований.
— Можно ли назвать молодых людей в Казахстане верующими, какая доля из них считает себя религиозными и как это проявляется?
— В целом наша молодежь характеризуется умеренной религиозностью, которая главным образом актуализируется в дни больших религиозных праздников или особых семейных событий. Судя по всему, похожая степень религиозности характерна не только для молодых, но и для других возрастных категорий, и передает уровень общей религиозности общества в целом.
Более половины молодых людей (около 60%) характеризуются наличием в сознании религиозной веры, которая представляет собой главным образом часть этнических традиций, семейных норм и духовного наследия народа
Главными определяющими принципами жизни молодежи страны (большей ее части) являются светские секулярные ценности, и они легко укладываются в понятие глобальных и активно пропагандируемых массовой культурой.
Около 10% молодых можно назвать активными верующими. Они участвуют в жизни религиозной общины и следуют религиозным нормам. Социологические опросы фиксируют наибольший уровень религиозности среди казахов и представителей других (помимо казахов и русских) национальностей – около 13% активных верующих среди казахов и более 23% среди других.
Наименьший показатель религиозности фиксируется среди молодых представителей русской национальности (около 8%), здесь же насчитывается наибольшее количество атеистов и агностиков.
— Какие религиозные направления, помимо ислама и православия, часто исповедаются молодежью Казахстана?
— Способность человека отнести себя к какой-либо определенной конфессии является одним из измерений степени его религиозности. На первый взгляд, вопрос достаточно прост, однако не всегда наличие веры сопровождается четким и уверенным соотнесением себя с конкретной религией.
В ходе социологических опросов респондентам традиционно предлагается ответить, к какой религии они себя относят.
Около 70% опрошенных молодых людей традиционно относят себя к исламу, около 20% — к православию, около 4% — к католицизму, протестантизму и новым религиозным направлениям
Примерно 5% респондентов заявляют, что не исповедуют никакой религии, еще от 0,5 до 1% совмещают религиозные традиции разных конфессий.
Анализ результатов социологических опросов показывает, что в Казахстане достаточно устойчиво сохраняется традиционная обусловленность конфессиональной принадлежности этносом. Так, подавляющее большинство молодых казахов (более 90%) относят себя к традиционному исламу, около 80% русских — к православию.
Однако данные показывают, что значение обусловленности постепенно начинает ослабевать
В науке это называется религиозной конверсией (переход из традиционной для своего этноса религии в другую). Среди современной молодежи Казахстана главным образом это касается русских: количество перешедших в ислам превышает 5%. Это может быть связано с желанием адаптироваться в инокультурной среде, групповым давлением окружения, снижением степени доверия к своей собственной религии, а также пропагандой иных (главным образом, мусульманских) религиозных идей.
Чуть менее одного процента опрошенных казахов отнесли себя к протестантизму (0,7%), новым религиозным направлениям (0,9%) или заявили, что совмещают традиции разных религий (0,7%). Помимо православия и отчасти ислама русская молодежь исповедует католицизм (1,3%), остальные варианты ответа не набрали и одного процента.
Среди молодежи других этносов превалируют приверженцы традиционного ислама (69,7%), далее в порядке убывания идут последователи православия (18,9%), католицизма (3,5%) и протестантизма (1,5%).
Русская молодежь (как было описано выше) лидирует по количеству не исповедующих никакой религии (8,5%), тогда как среди казахов таковых 3,8%, среди других этносов 4,5%. И это в который раз доказывает ее большую секулярность по сравнению с другими этносами страны.