18+
Нур-Султан
Сейчас
11
Завтра
13
USD
378.87
-0.03
EUR
422.4
-0.34
RUB
5.87
0.00

Казахстан: общественно-политические итоги 2018

1139

Пришло время подводить итоги года. Какие тенденции были ведущими в общественно-политической жизни 2018? Какие события можно назвать знаковыми для Казахстана? Что нас ожидает в году наступающем? Расскажет политический аналитик Султанбек Султангалиев.

vestifinance.ru

— Внешнеполитический курс Казахстана в 2017 был довольно неоднозначным. В какой-то момент казалось, что отношения Казахстана и России охладели. Как бы вы оценили внешнеполитические итоги этого непростого для международной политики года?

— Сама сложность международной ситуации вынуждает государства вести противоречивый внешний курс, в котором сложно угадать истинные мотивы тех или иных действий. Элемент непредсказуемости, внесенный в мировую политику новым президентом США, является раздражителем для всех акторов международных отношений.

Геополитическая борьба титанов поневоле затрагивает и небольшие государства,

особенно те, которые находятся в непосредственной близости или состоят в очень тесных отношениях с США, Россией и Китаем.

Собственно, голосования по каким-либо резолюциям в ООН, за ходом которых пристально наблюдает и на итоги которых болезненно реагирует часть российского экспертного и журналистского сообщества, по большому счету ничего не значит, так как никто и не думает выполнять данные постановления или даже прислушиваться к ним.

Уровень взаимного недоверия так же высок, как и низок авторитет ООН, которая явно нуждается в реформировании

Что касается внешнеполитической ориентации Казахстана, она по-прежнему остается многовекторной – руководство страны прагматично выжимает остатки лимона в лимонад.

По моему мнению, единственным надежным партнером Казахстана была, есть и будет Россия. И совершенно не потому что у нас есть общее историческое прошлое или прочные экономические связи – историю всегда можно переписать, а связи переформатировать. Российская Федерация заинтересована в спокойствии на своих южных рубежах, и следовательно, в стабильном и успешно развивающемся Казахстане.

Важное событие для Казахстана

Главным событием во внешнеполитической сфере в уходящем году для нашей страны, на мой взгляд, было подписание конвенции о статусе Каспийского моря.

Без всякого преувеличения это историческое событие в жизни пяти прикаспийских государств

Во-первых, Конвенция разрешила ситуацию неопределенности вокруг самого большого водоема Евразии, тянувшуюся два десятилетия.

Во-вторых, появились новые возможности для углубления торгово-экономического сотрудничества между пятью государствами и реализации совместных масштабных экономических проектов.

В-третьих, что немаловажно,

Конвенция значительно укрепила гарантии сохранения мира в регионе и безопасности всех стран Прикаспия

Конечно же, противоречия между прикаспийскими государствами остаются, но не носят неразрешимого характера.

Тренд на внутреннюю политику

Казахстану, на мой взгляд, не удалось полностью реализовать в этом году свой миротворческий потенциал. Это утверждение относится прежде всего к инициативам Астаны по мирному урегулированию кризиса на Ближнем Востоке и юго-востоке Украины.

Со второй половины 2018

Казахстан снизил внешнеполитическую активность, сосредоточившись на вопросах внутренней политики

Полагаю, что и в 2019 в приоритете будут внутренние вопросы, нежели мировые или региональные проблемы. И такой подход совершенно оправдан.

— Можно ли сказать, что в 2018 произошло существенное обновление кадрового состава казахстанской управленческой элиты, его омоложение и выдвижение новой плеяды политических тяжеловесов?

— Обновления, в глубоком смысле этого слова, честно говоря, я не вижу, но омоложение – безусловно. Мы наблюдаем процесс возвышения «молодой гвардии» Нурсултана Назарбаева.

Насколько подобная политика продвижения молодых управленцев в высший эшелон власти оправдает себя — неизвестно, но она неизбежна в связи с естественной сменой поколений.

Ну а до тяжеловесов им еще далековато, так как

степень влиятельности человека и его значимости в правящих кругах не определяется занимаемой должностью

Развитие политической культуры

— Как бы вы оценили процессы развития гражданского общества? Является ли, на ваш взгляд, возросшая в 2018 году активность казахстанцев в соцсетях прообразом гражданского общества в РК? 

— За минувший год министерство общественного развития проделало впечатляющую по своим масштабам работу. Действительно, Дархану Калетаеву удалось успешно продолжить политику предшественника и придать работе ведомства энергичный импульс. На мой взгляд, работа МОР была самой запоминающейся и эффективной по сравнению с другими госорганами в этом году. Но даже самая энергичная деятельность не может ускорить развитие гражданского общества при наличии значительных барьеров политического характера.

В силу этого активность в соцсетях вынуждено заменила гражданскую активность. Тот же

Фейсбук – это такая большая коммунальная кухня брежневской эпохи,

на которой горячо обсуждаются общественно-политические проблемы без возможности влияния на их разрешение. Но это хорошая школа для развития политической культуры и гражданского самосознания.

Шаги к налаживанию диалога

— Как бы вы оценили работу идеологического блока госаппарата? В конце года был создан Центр анализа и прогнозирования при Администрации президента. Видите ли вы в этом решительный шаг к налаживанию диалога между властью и обществом?

— 2018 год стал годом Марата Тажина. Имею в виду, во-первых, заметно усилившуюся в этом году идеологическую работу Администрации президента, увенчавшуюся углублением идеологического дискурса «Рухани Жангыру» посредством статьи главы государства «7 граней Великой степи».

Во-вторых, качественно выполненную технологию подведения общества к грядущей избирательной кампании, в которой были учтены очень многие нюансы.

В-третьих, существенное увеличение политического веса самого Марата Тажина, и ранее считающегося очень влиятельным человеком на политическом Олимпе.

Что касается создания Центра анализа и прогнозирования, в этом шаге я вижу попытку изменения подходов к процессу взаимодействия госорганов и населения.

Главной проблемой казахстанской власти — от ее средних звеньев до министерских и других центральных республиканских структур —

долгое время было непонимание общественных настроений,

жуткая удаленность официальных картинок победоносных бюрократических реляций от реальной жизни общества.

Новая аналитическая структура, по моему мнению, призвана устранить этот недостаток путем расширения и углубления применения научного подхода в процессе изучения реальных проблем социально-экономического и общественно-политического развития, нахождения оптимальных вариантов решения проблемных ситуаций.