Пришло время подводить итоги года. Какие тенденции были ведущими в общественно-политической жизни 2018? Какие события можно назвать знаковыми для Казахстана? Что нас ожидает в году наступающем? Расскажет политический аналитик Султанбек Султангалиев.
— Внешнеполитический курс Казахстана в 2017 был довольно неоднозначным. В какой-то момент казалось, что отношения Казахстана и России охладели. Как бы вы оценили внешнеполитические итоги этого непростого для международной политики года?
— Сама сложность международной ситуации вынуждает государства вести противоречивый внешний курс, в котором сложно угадать истинные мотивы тех или иных действий. Элемент непредсказуемости, внесенный в мировую политику новым президентом США, является раздражителем для всех акторов международных отношений.
Геополитическая борьба титанов поневоле затрагивает и небольшие государства,
особенно те, которые находятся в непосредственной близости или состоят в очень тесных отношениях с США, Россией и Китаем.
Собственно, голосования по каким-либо резолюциям в ООН, за ходом которых пристально наблюдает и на итоги которых болезненно реагирует часть российского экспертного и журналистского сообщества, по большому счету ничего не значит, так как никто и не думает выполнять данные постановления или даже прислушиваться к ним.
Уровень взаимного недоверия так же высок, как и низок авторитет ООН, которая явно нуждается в реформировании
Что касается внешнеполитической ориентации Казахстана, она по-прежнему остается многовекторной – руководство страны прагматично выжимает остатки лимона в лимонад.
По моему мнению, единственным надежным партнером Казахстана была, есть и будет Россия. И совершенно не потому что у нас есть общее историческое прошлое или прочные экономические связи – историю всегда можно переписать, а связи переформатировать. Российская Федерация заинтересована в спокойствии на своих южных рубежах, и следовательно, в стабильном и успешно развивающемся Казахстане.
Главным событием во внешнеполитической сфере в уходящем году для нашей страны, на мой взгляд, было подписание конвенции о статусе Каспийского моря.
Без всякого преувеличения это историческое событие в жизни пяти прикаспийских государств
Во-первых, Конвенция разрешила ситуацию неопределенности вокруг самого большого водоема Евразии, тянувшуюся два десятилетия.
Во-вторых, появились новые возможности для углубления торгово-экономического сотрудничества между пятью государствами и реализации совместных масштабных экономических проектов.
В-третьих, что немаловажно,
Конвенция значительно укрепила гарантии сохранения мира в регионе и безопасности всех стран Прикаспия
Конечно же, противоречия между прикаспийскими государствами остаются, но не носят неразрешимого характера.
Казахстану, на мой взгляд, не удалось полностью реализовать в этом году свой миротворческий потенциал. Это утверждение относится прежде всего к инициативам Астаны по мирному урегулированию кризиса на Ближнем Востоке и юго-востоке Украины.
Со второй половины 2018
Казахстан снизил внешнеполитическую активность, сосредоточившись на вопросах внутренней политики
Полагаю, что и в 2019 в приоритете будут внутренние вопросы, нежели мировые или региональные проблемы. И такой подход совершенно оправдан.
— Можно ли сказать, что в 2018 произошло существенное обновление кадрового состава казахстанской управленческой элиты, его омоложение и выдвижение новой плеяды политических тяжеловесов?
— Обновления, в глубоком смысле этого слова, честно говоря, я не вижу, но омоложение – безусловно. Мы наблюдаем процесс возвышения «молодой гвардии» Нурсултана Назарбаева.
Насколько подобная политика продвижения молодых управленцев в высший эшелон власти оправдает себя — неизвестно, но она неизбежна в связи с естественной сменой поколений.
Ну а до тяжеловесов им еще далековато, так как
степень влиятельности человека и его значимости в правящих кругах не определяется занимаемой должностью
— Как бы вы оценили процессы развития гражданского общества? Является ли, на ваш взгляд, возросшая в 2018 году активность казахстанцев в соцсетях прообразом гражданского общества в РК?
— За минувший год министерство общественного развития проделало впечатляющую по своим масштабам работу. Действительно, Дархану Калетаеву удалось успешно продолжить политику предшественника и придать работе ведомства энергичный импульс. На мой взгляд, работа МОР была самой запоминающейся и эффективной по сравнению с другими госорганами в этом году. Но даже самая энергичная деятельность не может ускорить развитие гражданского общества при наличии значительных барьеров политического характера.
В силу этого активность в соцсетях вынуждено заменила гражданскую активность. Тот же
Фейсбук – это такая большая коммунальная кухня брежневской эпохи,
на которой горячо обсуждаются общественно-политические проблемы без возможности влияния на их разрешение. Но это хорошая школа для развития политической культуры и гражданского самосознания.
— Как бы вы оценили работу идеологического блока госаппарата? В конце года был создан Центр анализа и прогнозирования при Администрации президента. Видите ли вы в этом решительный шаг к налаживанию диалога между властью и обществом?
— 2018 год стал годом Марата Тажина. Имею в виду, во-первых, заметно усилившуюся в этом году идеологическую работу Администрации президента, увенчавшуюся углублением идеологического дискурса «Рухани Жангыру» посредством статьи главы государства «7 граней Великой степи».
Во-вторых, качественно выполненную технологию подведения общества к грядущей избирательной кампании, в которой были учтены очень многие нюансы.
В-третьих, существенное увеличение политического веса самого Марата Тажина, и ранее считающегося очень влиятельным человеком на политическом Олимпе.
Что касается создания Центра анализа и прогнозирования, в этом шаге я вижу попытку изменения подходов к процессу взаимодействия госорганов и населения.
Главной проблемой казахстанской власти — от ее средних звеньев до министерских и других центральных республиканских структур —
долгое время было непонимание общественных настроений,
жуткая удаленность официальных картинок победоносных бюрократических реляций от реальной жизни общества.
Новая аналитическая структура, по моему мнению, призвана устранить этот недостаток путем расширения и углубления применения научного подхода в процессе изучения реальных проблем социально-экономического и общественно-политического развития, нахождения оптимальных вариантов решения проблемных ситуаций.