В отношениях России и Казахстана накопилось определенное недопонимание. Главная причина — разрыв политической и экспертной коммуникации. Это значит, что в Казахстане перестали понимать, чего хочет Россия, а там видят Казахстан исключительно в медийной оптике российских СМИ.
Публикуем окончание обзора ИА REGNUM. Предлагаемый материал — попытка обобщить систематические исследования, проведенные группой авторов — Марата Шибутова, Юрия Солозобова и Натальи Малярчук — за несколько последних лет, представить новую и более полную картину российско-казахстанских отношений.
В первой, второй, третьей и четвертой частях мы рассказали о политических, социальных, социологических и экономических факторах, которые раскрывают связи между Казахстаном и Россией.
В последней части исследования проанализируем отношения в военной сфере, СМИ, культуре, а также подведем общие выводы.
Военное сотрудничество развивается по следующим направлениям:
До распада СССР в республике находились 8 крупных испытательных полигонов, занимавших более 7% территории КазССР
В начале 90-х годов два полигона были закрыты. Условия использования Россией оставшихся военных научно-исследовательских и испытательных полигонов были оговорены различными двусторонними соглашениями.
За объекты платят арендную плату. Кроме того, Россия продает вооружение и военную технику Казахстану по внутрироссийским ценам.
Сейчас в республике функционируют следующие полигоны:
Эти полигоны используются для испытаний стоящей с 1995 на боевом дежурстве российской системы противоракетной обороны А-135, для чего создана так называемая «Южная трасса».
На Сары-Шагане находятся также радиолокационные станции, входящие в систему РФ предупреждения о ракетном нападении
Так как РВСН является ключевым фактором безопасности России, важность «Южной трассы» нельзя недооценивать.
Несмотря на то что Казахстан обладал довольно большими запасами вооружений и военной техники, оставшейся после СССР, страна нуждается в новой, которую не может произвести сама.
Основной продавец новой техники — Россия
По большей части закупки шли в рамках платы за военные полигоны либо по внутрироссийским ценам, что делало их выгодными для Казахстана. Однако в последнее время ряд закупок нового вооружения производится вне данной схемы.
Сегодня наиболее крупным заказом на поставки военной техники из России является закупка 36 истребителей Су-30СМ (в период с 2015 до 2020).
Официально заключены контракты на поставку 23 самолетов
(подписан контракт на закупку Казахстаном еще восьми истребителей Су-30СМ).
Сразу отметим, что российские СМИ намного мощнее казахстанских (разница в размере рекламного рынка практически в 40−50 раз). Поэтому надо говорить о преобладающем влиянии на Казахстан российских СМИ, а никак не о равноправном.
Медийное воздействие России на Казахстан идет по следующим каналам:
Фактически Казахстан живет в российском медийном поле,
поэтому даже «антироссийская активность» в казахстанских СМИ все равно является только ответом на какой-либо российский медиаповод. Но надо отметить, что по данным Zero.kz,
примерно до 15−20% пользователей в Казнете — это пользователи из России
Плюс некоторые казахстанские журналисты и политологи пишут для российских СМИ и дают им комментарии по событиям в Казахстане и Средней Азии. Так что существует очень небольшое, но обратное влияние на медийную картину в России.
В российских СМИ относительно Казахстана видят два основных негативных тренда — националистический и неоимперский. Первый тянется еще из 90-х и всегда был уделом небольшой группы СМИ.
Второй начался после 2014 и укладывается в традиционное «Казахстан уходит от России к США». Этот тренд вызван травмой от происходящего на Украине, а высказывания публицистов тиражируются в самых массовых российских СМИ.
Отметим ряд острых тем, по которым российские СМИ (умышленно или нет) создают довольно серьезные для Казахстана проблемы:
Каждая из этих «горячих тем» влияет на внутриполитическую обстановку в Казахстане
В казахстанских СМИ негативная для России тенденция — это стремление во многих казахскоязычных СМИ создать негативный образ России как наследницы Российской империи и СССР.
Это своего рода антиколониальный дискурс с налетом русофобии, но выполненный топорно и полностью в стиле советских газет. Тема предназначена для довольно узкой аудитории «своих» и никак не влияет на внутреннюю ситуацию в России.
Принято считать, что негативные тренды в СМИ зарождаются с ведома властей или по их заказу
Если Казахстан официально предъявит претензии по поводу информатак, запущенных из России, это станет поводом для мировой общественности вновь поговорить о провокациях, что недопустимо с учетом союзнических отношений.
Но такие ситуации повторяются и негативно сказываются на внутреннем положении в Казахстане
Ключевым элементом доступа к общей культуре, которая была образована в рамках Российской империи, а потом и в рамках СССР, является активное знание русского языка.
Именно он является фактором, объединяющим культуры двух стран, поэтому казахстанцы могут быть погружены в современную российскую культуру и даже добиваться там успеха. Россия также является одним из проводников Казахстана в мировую культуру — через перевод книг, фильмов, сериалов, технических текстов и т. д.
Последние общеказахстанские данные по владению языками были собраны в рамках переписи 2009 года и представлены ниже. Владение русским языком на уровне 94,4% понимания устной речи и 84,8% свободного применения является очень высоким и поэтому дает большое погружение в культуру друг друга. Какова же динамика в языковой сфере?
Если взять последнее социологическое исследование «Этнорелигиозные идентификации региональной молодежи», проведенное Б. Бектургановой и М. Нургалиевой в 2016 году, на вопрос «На каком языке вы в основном общаетесь?» были получены следующие ответы:
Всего было опрошено 1404 человека в возрасте 15−29 лет (включительно). Из них городские респонденты — 393 человека, сельские — 1011. Исследование было проведено в 15 малых городах и 14 населенных пунктах.
Учитывая, что опрашивали региональную молодежь, то есть тех, кто в наименьшей степени владеет русским, надо отметить, что
в целом распространение русского языка осталось на том же уровне, что и в 2009 году
Важную роль в двухсторонних отношениях России и Казахстана играет обучение иностранных студентов.
Возьмем российские данные. На начало 2015/2016 учебного года в России обучались 237 538 иностранных студентов. Из них 79,2% (или 188 130) были из стран СНГ. Из них 36% составляли казахстанцы — 67 727 человек. Де-факто,
доля казахстанских студентов очень высока — каждый 4 иностранный студент в России
И надо отметить, что их количество растет с каждым годом — в 2010/2011 учебном году 30 699 человек (16,4%) от общего количества иностранных студентов в России.
Так как в Казахстане учатся не более 25 тыс. иностранных студентов, а российских граждан не более 2−5 тыс., в принципе, это не оказывает на Россию особого влияния.
В целом по количеству иностранных студентов российская статистика достаточно отрывочна и неполна, но тем не менее ряд сведений из нее почерпнуть можно.
Прежде всего отметим, что динамика очень мощная — по сравнению с 2008 годом, за 7 лет произошло увеличение в 3,5 раза. И это большой вызов для всей образовательной системы Казахстана.
По всей видимости, количество наших студентов в России значительно снижаться не будет. И не исключено, что их число даже вырастет вследствие демографического роста в Казахстане.
Изменить ситуацию может только массовое открытие филиалов российских вузов — пока их всего пять
Ключевым фактором социальных взаимоотношений между Казахстаном и Россией являются коренные народы, которые живут в каждом из государств. Остановимся на представителях двух, хотя список гораздо больше.
В Казахстане проживает 3,6 млн русских и их численность снижается в основном из-за миграции в ту же Россию. Правда, не всегда изменение гражданства означает переезд — многие остаются жить в стране, но с российским паспортом.
Численность казахов в России остается стабильной. В 2002 году их было 652 тыс., а в 2010 — 647 тыс. Весь естественный прирост также видимо нивелируется миграцией, но уже в Казахстан. Надо отметить, что казахи в России в основном живут в селах, а значит, менее мобильны.
Именно за счет такого национального распределения в РК как минимум половина населения имеет родственников или друзей в России, с которыми постоянно общается.
Немаловажным фактором в отношениях двух стран всегда является связь элит. В первую очередь это уроженцы каждой из стран, которые добились успеха в другой стране.
В Казахстане это, к примеру, вице-премьер А. Жумагалиев и бывший секретарь Совета безопасности В. Жумаканов.
В России представительство видных деятелей, родившихся на территории Казахстана, гораздо выше,
причем во всех сферах. В политике можно отметить В. Жириновского, Н. Тимакову, А. Дрозденко, Р. Аушева, Р. Канапьянову, С. Бабурина, А. Буксмана и других. В бизнесе это Г. Греф, А. Волож, В. Анисимов, Г. Молдажанова, И. Ким, М. Гуцериев, В. Лоренц.
Владение активами на территории другого государства:
В Казахстане владеют активами следующие российские миллиардеры и мультимиллионеры: Алексей Мордашов, Вагит Алекперов, Леонид Федун, Андрей Мельниченко, Михаил Фридман, Петр Авен, Герман Хан, Алексей Кузьмичев, Олег Дерипаска, Александр Несис, Александр Мамут, Игорь Алтушкин, Роман Абрамович. Правда, казахстанское руководство не всегда пользуется ими как возможными посредниками при переговорах с российской элитой.
В России имели или еще имеют активы следующие казахстанские миллиардеры и мультимиллионеры: Василий Розинов, Булат Утемуратов, Айдан Карибжанов, Кенес Ракишев, Анатолий Балушкин.
Возможно, ими на территории России обзаведется еще и Кайрат Боранбаев, намеревающийся купить там ряд сетей McDonald’s. Отметим еще Тимура Кулибаева, как члена совета директоров ОАО «Газпром». Это еще не лоббистский актив, но все-таки весомая должность.
На первый взгляд, связи находятся на хорошем уровне. Если взять Казахстан, в совет иностранных инвесторов при президенте входят следующие российские бизнесмены и управленцы (члены совета иностранных инвесторов с иностранной стороны):
Но
если брать целиком российско-казахстанские отношения, ситуация со связями элит медленно, но верно ухудшается
В первую очередь из-за физического ухода с политической сцены представителей элиты, чье начало карьеры пришлось на времена СССР.
В настоящее время их пути расходятся в силу малого количества совместных проектов и того, что образование представители семей казахстанской элиты в основном получают в США и Западной Европе.
Для усиления взаимопонимания задач стратегического развития необходимо прилагать усилия для сближения элит РФ и РК
В отношениях России и Казахстана накопилось определенное недопонимание. На наш взгляд,
главной причиной является разрыв политической и экспертной коммуникации
Это значит, что в Казахстане перестали понимать, чего хочет Россия, а там видят Казахстан исключительно в медийной оптике российских СМИ.
Проще говоря,
взаимная повестка дня определяется «желтыми» новостями,
а системной аналитической работы во власти и мониторинга социально-политической обстановки в странах-соседях не ведется.
И это происходит при отличных отношениях лидеров двух стран, постоянно растущем товарообороте и успешной приграничной торговле, положительной настроенности русских и казахов друг к другу.
В итоге усиливается риск спонтанного кризиса из-за простого непонимания друг друга,
которое за счет медийной истерики перерастет во что-то серьезное.
Мешают казахстанско-российским отношениям следующие значимые факторы:
Элитам России и Казахстана надо четко понимать стратегическую ценность взаимных союзнических отношений.
По территории Казахстана проходят ключевые для России транзитные магистрали, связывающие Китай и Евросоюз.
Казахстан является узким «бутылочным горлышком» для реализации проектов Великого шелкового пути
Сухопутную границу в 7,5 тыс. км закрыть практически невозможно — такая должна быть только границей мира.
Общее военное пространство России и Казахстана, активное участие в ОДКБ и Объединенной системе ПВО также крайне важно для стратегической безопасности самой России.
Более того, сегодня
Казахстан является не ставкой во внешнеполитической игре, а фактором внутренней этно‑ и геополитики России
и даже ее территориальной целостности. Казахстан находится в том важнейшем коммуникационном средоточии, которое связывает Россию сибирскую и Россию европейскую.
Поэтому дестабилизация Казахстана может расколоть Россию надвое
В свою очередь, для Казахстана российское направление — основной транзитный путь, по которому идет 75% экспорта. Россия не только обеспечивает Казахстану выход из «геополитического мешка», но и остается важным фактором неколониального проекта развития в формате ЕАЭС. А также обеспечивает культурный и языковый интерфейс для связи с глобальным миром.
Тесные политические, экономические и культурные связи с Россией гарантируют стабильность Казахстана,
позволяют более уверенно разговаривать с мировыми центрами силы, такими как КНР и США.
Взаимоотношения двух стран имеют долгосрочный стратегический характер и являются наиболее продвинутыми и развитыми среди всех стран СНГ.
К сожалению, далеко не все в России, в отличие от Казахстана, знают о достигнутом уровне сотрудничества
Приоритетное медийное освещение стратегического союзничества двух стран должно четко проговариваться при всех контактах — от президентского уровня до регионального.
Главной проблемой взаимоотношений в настоящий момент являются слабые коммуникации между странами,
что не позволяет видеть новые ниши для развития перспективного сотрудничества.
Новое качество отношениям России и Казахстана придаст вхождение в диалог новых игроков, таких как ЕС и КНР. К примеру, инфраструктурное и промышленное развитие наших стран кардинально изменится, если будет полностью построена автодорога «Западная Европа — Западный Китай» или реализован ряд частно-государственных проектов, таких как трасса «Меридиан».
Новый импульс двухстороннему сотрудничеству придаст последовательная реализация инициатив по евразийской интеграции, ранее выдвинутых президентами России и Казахстана, формирования общих бизнес-структур:
Все эти факторы необходимо учитывать лицам, принимающим решения,
и должны удерживать их от необдуманных поступков, резких движений и даже простой небрежности в двухсторонних контактах.
Для того чтобы отношения между Казахстаном и Россией оставались стабильно союзническими, необходимо постоянно прилагать усилия.
«Интеграция — слишком важное дело, чтобы доверять его только чиновникам и политикам»,
— не раз говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.