Директор ЦИПЭ рассказал о причинах изменений на рынках и почему стоит верить тем или иным прогнозам.
По прогнозам МВФ, в 2019 году в Казахстане ожидается небольшое замедление экономики — до уровня 3,1% (с 3,7% в 2018 г). При этом, по данным Министерства национальной экономики,
темп роста ВВП на 2019 год прогнозируется на уровне 3,8%
А если подводить итоги 2018 года, примечательны темпы роста за 9 месяцев текущего года в 4,1%.
По части инфляции следует отметить, что в 2018 году наблюдалось небольшое ее замедление. Если в среднем темп за 11 месяцев 2017 года составлял 0,6% месяц к месяцу, в 2018 за за этот же период — 0,4%.
Как отмечает Жаныбек Айгазин, директор ЦИПЭ, на замедление инфляции повлияло множество причин.
— Базовая ставка процента в режиме инфляционного таргетирования адаптировалась и уже влияет на рынок. Но остаются факторы внешнего окружения, которые могут подтолкнуть ее в следующем году.
Основным фактором риска для нашей экономики остается Россия, занимающая 1/5 внешнеторгового оборота Казахстана
В этом году РФ имела 3,5% инфляции, но в следующем этот уровень может подняться из-за санкций, волатильности цен на нефть (они достигали 80$/барр. и опускалась до $45) и роста базовой ставки ФРС (несколько повышений в течение года). Это оказывает давление на рубль и, естественно, создаст давление на тенге.
— Сейчас мы видим, что курс доллара достиг 380 тенге. Кстати, если рубль сразу отреагировал на падение цен на нефть, в отношении нашей валюты это случилось с временным лагом. В 2019 году ФРС дальше рассматривает возможное повышение базовой ставки, это также негативно повлияет на курс тенге. По данным Energy Information Administration (EIA),
среднегодовая цена на нефть будет 61 доллар за баррель
При этом стоимость «черного золота», заложенная в бюджет РК, составляет $55. По имеющемуся отчету World Economic Outlook, мировая экономика будет замедлять темпы роста: прогноз МВФ на 2019 года был пересмотрен с 3,9 до 3,7%.
Думаю, эти факторы, с учетом давления на курс тенге, могут создать предпосылки для увеличения потребительских цен, то есть инфляции, — отмечает Айгазин.
Экономист отмечает рост цен на золото и серебро в конце 2018 года.
— Я считаю это влиянием излишних негативных ожиданий в мировой экономике.
В кризис всегда люди панически скупают золото, что и повысило цены
В то же время негативные ожидания приводят к падению цен и на другие активы (ценные бумаги и недвижимость). Но в целом я не вижу фундаментальных факторов, которые бы указывали на кризис, — отмечает директор ЦИПЭ.
Между тем Айгазин считает, что в 2019 году может усилиться отток капитала из развивающихся стран, в том числе из Казахстана.
— Что мы создали, чтобы добиться большей инвестиционной привлекательности? Международный финансовый центр Астана и английский суд — хорошо. А что еще? Сейчас инвесторы активно покидают рынки развивающихся стран по причине роста базовой ставки ФРС и негативных ожиданий.
К примеру, за 9 месяцев 2018 года негативное сальдо дохода от прямых инвестиций Казахстана составило -16,3 млрд долларов, это больше всего негативного сальдо за весь 2017 год (-15,6 млрд).
Инвесторы изымают прибыль, не реинвестируя ее в производство у нас
Мы должны сделать так, чтобы внутренние активы стали более привлекательными, подчеркивает экономист.