Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

Атамбаев vs Жээнбеков: чем закончится противостояние?

10038
vb.kg

Политолог характеризует происходящую ситуацию в республике тремя фазами —

  1. двоевластием,
  2. обострением отношений двух элитных групп,
  3. перспективой политического столкновения.

Двоевластие

При избрании нового президента должна происходить перегруппировка существующих политических сил. Отсутствие смены элит может говорить либо о хорошо работающей команде, либо о подчиненном положении нового главы государства.

Начало деятельности президента КР Сооронбая Жээнбекова происходило в условиях фактического двоевластия. Многие процессы в стране, в том числе и кадровые вопросы, по-прежнему оставались под влиянием экс-президента Атамбаева.

Перед своей отставкой он сохранил основное окружение будущего президента в виде «своих» людей на ключевых должностях

ГКНБ и его подразделения продолжал возглавлять родственник экс-президента. Хотя руководителя Агентства по борьбе с коррупцией (АКС) ГКНБ президент Жээнбеков обвинил в неэффективности и затем отправил в отставку, важно, что это произошло внутри структуры, остававшейся фактически подконтрольной экс-президенту.

Генпрокуратура возглавлялась чиновниками, которые в 2017 провели все процессы против неугодных Атамбаеву политиков и журналистов. МВД возглавлял человек, назначенный на эту должность из числа собственных телохранителей экс-президента. Наконец, премьер-министром до апреля оставался непопулярный и не авторитетный Сапар Исаков, т. н. «правая» рука Атамбаева.

Руководителем аппарата нового президента был назначен старый выдвиженец Атамбаева и его верный сподвижник

Острая фаза противостояния

Между тем правительство Исакова с момента назначения совершало ошибку за ошибкой, начиная с аферы по привлечению псевдоинвесторов в проект строительства средних ГЭС и завершая неспособностью подготовиться к отопительному сезону. А также подозрительными действиями с китайскими кредитами при модернизации Бишкекской ТЭЦ.

Да и стратегические установки правительства в виде концепции «Таза Коом» и стратегии «40 шагов» не вызвали доверия, так как остались исключительно бумажными текстами-хотелками.

Во внешней политике были проделаны спорные шаги: от выступления премьера в Давосе до попытки привлечения арабских инвесторов

При этом внешнеполитическая позиция президента Жээнбекова относительно этих инициатив не была проявлена, что создавало возможность различных маневров.

Двоевластие – это череда постоянных трений, скрытых и открытых стычек противоборствующих сторон, что и происходило на протяжении первых трех месяцев 2018 года.

Но острая фаза противостояния началась в феврале решениями Совета безопасности под председательством президента КР относительно борьбы с коррупцией.

Поскольку было заявлено намерение искоренить действительные источники и корни коррупции на высшем уровне, под удар автоматически попадали структуры прежнего правления.

К тому же авария на Бишкекской ТЭЦ и проблемы с теплоснабжением столицы остро поставили вопрос о законном и эффективном расходовании средств китайского кредита на модернизацию оборудования.

В итоге в течение нескольких месяцев были задержаны и оказались под следствием не только энергетики, но и ряд высших чиновников.

Пресловутые 100 дней

Экс-президент Атамбаев после ухода с поста в начале года не мог определиться с проектом своей деятельности. Несколько раз переносился съезд СДПК, главной целью которого было избрание экс-президента генеральным секретарем партии.

Параллельно возникли дрязги и был внесен раскол во все партии, находящиеся в парламенте.

Интриги запускались на случай перехода к проекту досрочных выборов парламента

Парламентский кризис мог бы стать основанием для самороспуска Жогорку Кенеша КР. А на досрочных выборах предполагалось взятие власти СДПК и союзными партиями.

В принципе, можно реконструировать и второй проект, целью которого был «выход» Атамбаева на пост премьер-министра. Для этого еще в 2016 году был проведен референдум по расширению полномочий премьер-министра.

Возможен был и вариант замены Исакова на другого премьера из команды Атамбаева, который, при всех равных, отличался бы одним: отсутствием подозрений в вовлечении в коррупционные дела.

Двоевластие – формальное или реальное – никогда долго не продолжается

По циклам политики, а это около трех месяцев (или пресловутые 100 дней), то есть срок, необходимый для политической определенности. Таким образом, все циклы политики и действия игроков сошлись в точке от середины до конца марта 2018. Здесь и нужно было ожидать основных событий.

Своя политика

Новая фаза борьбы началась 31 марта на съезде СДПК. Сама организация партийного форума, отбор делегатов и недопущение на съезд ненадежных для лидера партии лиц выявили истинные цели его проведения.

Но особенно показательной была речь Атамбаева, выдержанная в стиле обвинений и нападок на руководство страны,

«отошедшее» от генеральной линии партии, то есть линии ее лидера.

В итоге это привело только к обострению отношений двух элитных групп, в результате которого позиции команды Атамбаева были ослаблены.

Дело в том, что в условиях Кыргызстана президент просто обязан взять власть целиком, без сомнений. Иначе его сомнут

В этом плане какой-то авторитетный и равный президенту советчик не нужен и даже опасен. К тому же важно было учитывать, что объявленная парламентская республика до сих пор остается неким идеалом на горизонте политических событий.

В действительности какие бы полномочия ни прописали премьер-министру, если на этот пост попадает человек без формального авторитета, опирающегося на традицию, он не сможет ими воспользоваться.

Президент в этом случае все равно будет оставаться главной фигурой,

а его аппарат — местом, где формируются стратегические решения, которые правительство призвано выполнять и нести публично ответственность за их реализацию.

Президент Жээнбеков не остался в подконтрольной экс-президенту позиции

и зависимым от его советов и непубличных решений.

Уже в апреле произошла смена правительства: был назначен новый премьер-министр и внесены изменения по персональному составу руководителей министерств и ведомств.

Президент Жээнбеков приступил к реализации своей политики — как кадровой, так и в принятии стратегических установок, таких как борьба с масштабной коррупцией в среде правоохранителей. Что прямо указывало на отсутствие результатов такой борьбы у предшественника.

Промахи Атамбаева

Экс-президент Атамбаев совершил политическую ошибку: вступил в борьбу со своим однопартийцем, президентом КР, которого продвигал на этот пост всеми доступными средствами.

Вероятно, он надеялся на свой авторитет и возможность влиять на ситуацию. Реальность оказалась иной

Не учтены были следующие факторы.

Первый – партий в собственном смысле слова в Кыргызстане как не было, так и нет. Нет реальных сплачивающих партийных программ, целей и так далее.

Есть объединения людей для достижения своих целей, далеких от высокой политики

Есть депутаты, которые дорожат своим местом, и намерение роспуска парламента для них является главной угрозой, против которой они готовы сплотиться под руководством любого лидера.

Что и произошло: фракция СДПК в парламенте, в значительной своей части, не поддержала своего партийного лидера и голосовала за то, чтобы быть с президентом Жээнбековым, то есть с властью. Поэтому если власть считает, что премьер-министр ее не устраивает, он должен уйти.

Таким образом, очень быстро и в рамках законных процедур правительство Исакова было отправлено в отставку, а самому Исакову, как он сам об этом говорил, был выражен вотум недоверия.

Двоевластие завершилось, президент Жээнбеков начал укрепление своей власти

Смена правительства – была, по сути, сменой «атамбаевских» кадров. Из самых важных можно отметить следующие. Вслед за председателем ГКНБ и генеральным прокурором в отставку ушел премьер-министр, три вице-премьера и министр внутренних дел.

В правительстве нового премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева сменились «силовики» и министр экономики. Однако многие министры и руководители важных ведомств – всего 10 человек — те, кто просто выполнял свою работу, остались на своих местах.

Изменения в парламенте привели к складыванию удобной для президента конфигурации фракций и коалиции большинства. Однако, по сути,

это конец так называемой «апрельской» конституции 2010 года и ее посыла — движения к парламентскому правлению

Как оно возможно, если нет партий? Одновременно это победа Конституции в части обеспечения бесконечности «игры» политиков, постоянства борьбы за интересы местных групп и так далее. В этом плане «демократические процедуры» будут обеспечены.

Укрепление власти Жээнбекова и последствия

Теперь только президент отвечает за путь движения страны и указание целей. Параллельно пошел процесс формирования властной группы, которой президент может доверять в условиях усиливающейся борьбы за власть. Ведь много тех, кто уже сейчас ставит задачу победить в парламентских выборах 2020 года. Не за горами и новые президентские выборы.

Да и экс-президент со своим окружением не отошел в сторону. Появилось множество признаков, что

Атамбаев начал подготовку критической кампании против политики Жээнбекова

Во-первых, резко усилилась пропаганда в подконтрольных экс-президенту СМИ против т. н. «семейной власти», которую, по мнению источников, стала олицетворять власть президента Жээнбекова.

Во-вторых, по технике взятия и удержания власти в Кыргызстане прежний президент должен быть максимально отдален от властных рычагов или даже «удален» из страны. Выжидание здесь играет на руку только оппозиции.

Затягивание решения этого вопроса неминуемо ставит группу Жээнбекова перед необходимостью задержать и судить за коррупцию всю прежнюю властную группу.

Это вело к противопоставлению региональных элит севера и юга страны

К середине июня позиции сторон определились и дальнейшие события на этой фазе были связаны только с последовательным задержанием одного за другим представителей команды экс-президента, в том числе экс-премьера правительства, экс-мэра г. Бишкек, экс-руководителя таможенной службы и других приближенных Атамбаева.

Таким образом,

у экс-президента почти не осталось шансов на спокойное разрешение противоречий с новой властью

Надо либо уезжать из страны по примеру первых двух президентов, либо пойти на жесткое столкновение.

Конечно, можно было попробовать начать перераспределение материальных ресурсов и финансовых средств в пользу новой властной группы, но это из серии маловероятного.

При сложившемся ходе событий прежняя властная группа неизбежно попадает в число обвиненных в коррупции. На нее могут возложить ответственность за бедственное положение энергетики и транспорта, она

будет отвечать за невероятно возросший внешний долг, прежде всего китайским финансовым структурам

Не менее тяжелы будут обвинения в провальной внешней политике, рассорившей Кыргызстан с соседями и союзниками. Все указывало на переход в новую фазу борьбы уже в октябре, после завершения III Всемирных игр кочевников.

Перспектива политического столкновения

В октябре-ноябре продолжилась смена персоналий наверху пирамиды власти. Произошли скандальные отставки министра труда и социального развития, а также ее заместителя.

Не менее громкой стала отставка министра иностранных дел. Повод — скандальная отставка посла Кыргызстана в Южной Корее с дальнейшим обращением его за предоставлением политического убежища.

Более того,

экс-посол заявил, что вернется в Кыргызстан только после прекращения «семейно-кланового правления Жээнбековых»

В это же время произошло задержание бывшего руководителя Аппарата президента Атамбаева, бывшего его помощника и водителя Икрама Илмиянова. Лишились своих постов и некоторые другие руководители, ранее занимавшие ключевые должности.

В своем декабрьском интервью экс-президент прямо обвинил президента Жээнбекова в предательстве

Сделан шаг к прямому столкновению. Либо президент Жээнбеков и команда ответят на личное обвинение и вступят в традиционную внутриэлитную схватку. Тогда СМИ страны снова запестрят компроматом на политиков и очередным поиском «чистых», «патриотичных» и тому подобных кадров для власти.

Или же будет выбран другой путь – не ввязываться в перепалку, демонстрирующую личное неприятие

Продолжить и не затягивать дела по коррупции в высших эшелонах власти. И главное – реализовать все правовые шаги, которые требует закон, открыто представить общественности в судах все аргументы совершения противоправных действий высшими должностными лицами.

Что заслужил по закону, то и должен получить коррупционер, кем бы он до того ни был

И сейчас налицо все признаки выбора властной группой именно этого пути.

Ситуация, сложившаяся на конец 2018 года, не может оставаться неопределенной. Чтобы перейти к реализации программ развития страны, надо разрешить наконец затянувшийся внутриполитический кризис в отношениях двух элитных групп. Это и будет содержанием следующей фазы.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter