Система, созданная на основе факторно-балльной оценки труда, помогла оптимизировать работу и повысить зарплату работников акимата Мангистауской области.
Чтобы увеличить эффективность работы госслужащих, необходимо внедрять новые методы оценки качества оказываемых услуг. А затем уже на этом основании формировать систему поощрений.
Акимат Мангистауской области с января 2018 года
в пилотном режиме внедрил систему оплаты труда на основе факторно-балльной оценки работы госслужащих
За основу были взяты 5 и 6 пункты поручения президента Нурсултана Назарбаева «100 конкретных шагов». Для этого была проделана огромная работа по перестроению должностных обязанностей и созданию системы оплаты (в проекте участвуют 1285 государственных служащих области).
Как отмечает Асель Балманова, заместитель руководителя аппарата акима, Мангистауская область первая, где был внедрен подобный проект в акиматах и его подведомственных структурах: в управлениях, районных отделах и сельских округах.
— Теперь система оплаты труда госслужащих зависит от того, какой вклад вносит специалист в достижение стратегических целей
Кроме оклада, для сотрудников предусмотрены бонусы, которые выплачиваются исходя из конкретной оценки, полученной госслужащим в соответствии с установленной шкалой.
Суть системы в том, чтобы служащие получали заработную плату в соответствии с затраченными усилиями,
— разъясняет Балманова.
По ее словам, с внедрением оценки работы госслужащих по факторно-балльной шкале, заработная плата увеличилась более чем в два раза.
Если до внедрения системы специалист сельского округа получал 86 тыс., после ее внедрения ежемесячная зарплата выросла до 199 тыс.
На районном уровне главный специалист получал 95 тыс., после внедрения — 230 тыс. На областном уровне на аналогичной позиции специалист в 2017 году зарабатывал 102 тыс., сейчас его заработная плата составляет 235 тыс.
Отслеживать качество исполнения работы каждого работника и держать на контроле проекты помогает электронный документооборот, который совершенствуется в рамках цифровизации.
Более того, мы наблюдаем повышение статуса госслужащих. Этот факт подтверждает и количество желающих на одно место – 16 человек (данные зафиксированы в областном управлении предпринимательства), — отмечает Асель Балманова.
В отличие от Астаны, в Мангистауском регионе не стали объединять функции некоторых управлений и подобным образом производить оптимизацию.
— В Мангистау не расформировывали управления, а пересмотрели инструкции каждого госслужащего и внесли изменения в их должностные функции.
Этой работой занималась группа из четырех человек, которые за два месяца пересмотрели функциональные обязанности 1285 специалистов.
Выяснилось, что у ряда сотрудников, работающих в одном ведомстве, функции дублировались
В результате анализа были изменены положения 164 управлений областного, сельского и районного уровней. За счет сокращения числа гражданских служащих в госорганах, которые выполняли обязанности госслужащих, удалось сэкономить 50 млн тенге бюджетных средств.
Такая мера была принята для повышения ответственности госслужащих и качества предоставляемых услуг, — подчеркивает Балманова.
Говоря об итогах внедрения системы, заместитель руководителя аппарата акима отмечает, что, во-первых, количество оказываемых услуг госорганами увеличилось в три раза:
если в 2017 году было оказано около 500 тыс. услуг, то за 10 месяцев 2018 года – 2 млн 494 тыс.
Во-вторых, количество вакантных мест на госслужбе сократилось в два раза, понизилась текучесть кадров. Чистая сменяемость (когда специалисты уходят из госслужбы в другую сферу деятельности) сократилась в три раза.
В-третьих, сократились жалобы на качество предоставляемых услуг.