Взаимные претензии нефтеперерабатывающих компаний и независимых АЗС привели к тому, что в ряде регионов России возник дефицит топлива, а Роснефть, крупнейший поставщик бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке, приостановила торги товаром на бирже. В числе пострадавших может оказаться и Казахстан: в сложившейся ситуации вариант с вывозом дешевого топлива из РК кажется особенно соблазнительным.
Проблемы возникли из-за того, что
Газпром нефть перестал поставлять топливо для региональных АЗС, не принадлежащих компании,
предпочитая снабжать собственные заправочные станции. В компании этот факт отрицают, утверждая, что обеспечен «равный доступ к ресурсу», а о приостановлении поставок речи не идет.
Единственным крупным поставщиком осталась Роснефть, но скоро поставки может прекратить и эта компания – 15 ноября она не стала продавать бензин и дизельное топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, решив «навести порядок» на бирже.
— Мы не обязаны продавать топливо тем, кто его просто перепродает. Сегодня желания торговать на бирже у нас нет, завтра тоже может не быть, а потом появится, — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, добавив, что компания не нарушает своих обязательств, поставляя 10% топлива на биржу («компания не обязана поставлять все 10% от производства в день»).
Впрочем, проблемы с поставками начались до этого, причем не на бирже, а в местах отгрузки.
У Ачинского НПЗ, по данным «Коммерсанта», стоит очередь из сотен бензовозов
— Водители в них ночуют по двое суток, чтобы залить топливо. Самая проблемная позиция — дизтопливо, его отпуск существенно сокращен, — рассказал президент Союза владельцев АЗС Красноярского края Евгений Решетников.
31 октября правительство РФ и нефтекомпании договорились заморозить цены на бензин и дизтопливо на уровне июня 2018 года. В противном случае компаниям грозили заградительными пошлинами.
Спустя несколько дней вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что договор подписали все компании. Сейчас, по его словам,
ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабилизирована, цены заморожены
При этом еще на этапе переговоров возникали опасения, что из-за заморозки цен на бензин нефтяники минимизируют продажи топлива независимым АЗС. Это позволит им минимизировать свои убытки.
Так и получилось: с первых дней заморозки некоторые компании отказались от скидок мелкооптовым покупателям, перешли на систему полной предоплаты и сократили сторонние продажи, направив освободившиеся объемы на собственные заправки или наращивая запасы на нефтебазах.
Пока локальный дефицит возник только в Сибири – в европейской части России и на Урале доля независимых АЗС меньше, так что и нехватка топлива тоже ощущается гораздо меньше.
Специалисты неоднозначно относятся к ситуации. С одной стороны, правительство в своем договоре с нефтяниками допустило лазейки, которыми последние и воспользовались. Более того, договоренность о заморозке цен была достигнута в момент, когда цены на нефть находились на уровне 80 долларов –
именно высокая цена «черного золота» и заставляла производителей работать чуть ли не в убыток
Сейчас цены гораздо ниже, то есть себестоимость производства значительно упала, так что вновь поднимать вопросы рентабельности в такой ситуации уже неактуально.
Именно на снижение цен на нефть и возлагают надежду чиновники, опрошенные «Коммерсантом»
По мнению одного из собеседников, текущий уровень цен позволит договориться с производителями, затем последует зимнее падение спроса на топливо и проблема уже не будет столь актуальной.
Что касается самих независимых АЗС, они считают себя заложниками ситуации. Для того чтобы конкурировать с крупными сетями, им приходится держать низкую маржинальность – поднять цены, значит потерять клиентов. Возможности сэкономить, купив на бирже более дешевое топливо, теперь фактически нет из-за договоренности между нефтяниками и правительством:
— Если государство установило цены на опт и розницу, для чего тогда нужна биржа? Все это ведет к вытеснению с рынка независимой розницы,— полагает президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь ГСМ» Юлия Золотовская.
В «Роснефти» считают все эти жалобы необоснованными — для формирования рыночного ценообразования с биржи сначала нужно убрать спекулянтов, закупающих огромные объемы.
— Потом они или их подельники начинают на нас жаловаться, что их не устраивают цены. Почему розничные независимые сети покупают в пять раз больше объемов топлива, чем объемы их АЗС? Они перекупщики!
Наше требование — разобраться с независимыми сетями АЗС,
которые могут представлять собой структуры с огромным количеством посредников, которые манипулируют рынком. И кроме того, проверить качество и количество заливаемого в бак независимыми заправками топлива, — заявил в интервью РБК Михаил Леонтьев.
Пока на внутреннем рынке России назревает очередной конфликт производителей и продавцов, в Казахстане задумались, как остановить переток топлива в РФ.
— Если сравнивать потребление Туркестанской области и Шымкента, где проживают 3 млн человек, и Западно-Казахстанской или Костанайской областей с 700–800 тыс. человек, потребление в двух последних по дизтопливу и бензину в несколько раз больше, чем на юге.
Это означает, что дизельное топливо и бензин утекают на сопредельные рынки, в Россию
Вывозятся большегрузными машинами, фурами, устанавливают себе дополнительные баки, есть факты вывоза бензовозами, — заявил 15 ноября министр энергетики Канат Бозумбаев.
Главная причина – большая разница в цене, которая составляет по дизельному топливу 50-60 тенге за литр
Осложняется ситуация и текущей нестабильностью на топливном рынке РФ, а также не совсем ясными его перспективами: с 1 января 2019 года в России вырастут акцизы и НДС, что может привести к новому росту цен. В этом случае
отток казахстанского топлива в РФ может вырасти, что повлияет на цены на внутреннем рынке
Для защиты внутреннего рынка есть два основных варианта: контроль границы (практически невозможный в рамках ЕАЭС) и рост розничных цен до уровня РФ, что негативно отразится на всей экономике республики.
«Но это тоже путь, который мы сейчас не отбрасываем. В этом случае правительству нужно будет принимать какие-то меры, субсидировать потребителей. Скорее всего, надо двигаться по первому пути, когда будем укреплять свои границы»,— отметил глава минэнерго.
При подготовке статьи использовались материалы «Коммерсантъ» и РБК.