Дизельное топливо в Казахстане непрерывно дорожает с апреля, в результате цены уже вышли на исторический максимум. При этом его импорт падает, а производство внутри республики растет. Мы даже продаем его за рубеж, причем делаем это по сниженным ценам.
Средняя стоимость ДТ в октябре составила 192,4 тенге. Это очередной исторический максимум – так дорого за него не приходилось платить никогда. По данным Kolesa.kz, в прошедшем месяце
розничные цены подняли 3 из 5 крупнейших сетей АЗС республики,
еще в одной стоимость и так находится выше среднего уровня.
Подорожание дизельного топлива – тенденция довольно продолжительная. По данным Комитета по статистике, в 2015 году цены на него снизились на 9,6% (при общей инфляции в 13,6%), а за первое полугодие следующего года выросли в цене на 0,6%. И дальше началось:
По официальным данным, с начала 2016 дизтопливо выросло в цене на 90%. Темпы роста стоимости в 4,5 раза опережают инфляцию (19,3%)
И еще несколько цифр:
Рост цен на ГСМ принято объяснять высокой стоимостью исходного сырья (нефти) и особенно зависимостью казахстанского рынка от российского топлива.
По итогам 8 месяцев 2018 года Казахстан импортировал 217 тыс. тн из РФ, заплатив за него более $119 млн
В физическом объеме это чуть меньше, чем в январе-августе 2017 года (снижение на 1,2%), зато в денежном выражении импорт вырос сразу на четверть. Таким образом, средняя цена за тонну ввозимого на территорию Казахстана российского дизельного топлива за год выросла с 433,6 до 548,7 долларов. Это вполне укладывается в рамки теории, что именно
дорогой российский ГСМ портит погоду на рынке, приводя к росту средних цен
Но насколько Казахстан зависим от российского дизеля? По данным Комитета по статистике, за 8 месяцев в республике было произведено 3 млн 63,6 тыс. тн ДТ, что находится на уровне показателей января-августа 2017.
Только в августе производство составило 396,3 тыс. тн — это на 80% больше, чем импортировано из России за все время с начала года. Показатели сентября еще выше – 434,6 против 279,7 тыс. тн в сентябре 2017.
Таким образом,
по итогам трех кварталов в республике было произведено около 3,5 млн тн дизельного топлива –
это на 4,6% больше показателей за аналогичный период 2017 года и в 16 раз превышает импорт (правда, за 8, а не за 9 месяцев).
Но Казахстан не только покупает дизельное топливо, но и продает. По итогам 8 месяцев, его экспорт составил $57,2 млн: было продано 118,7 тыс. тн топлива, то есть почти 55% от объема импорта. Средняя цена продажи – $481,7 за тонну, что на 12,5% ниже стоимости импорта.
Основные продажи приходятся на три страны:
В числе покупателей есть и такие экзотические для казахстанской экономики торговые партнеры, как Аргентина, Сенегал, Того и Тунис. Всего же
дизтопливо было экспортировано в 10 стран, и только в случае с одной средняя цена продажи была выше, чем стоимость импорта
Складывается следующая картина: Казахстан наращивает производство дизельного топлива (даже продает его за границу), снижая и без того относительно небольшое влияние экспорта. Так почему цены на него дорожают? Ответ дал алматинский департамент Комитета по регулированию естественных монополий.
«В действиях ТОО Royal Petrol, ТОО «Гелиос», ТОО «Газпром-нефть Казахстан» и ТОО Sinooil выявлены антиконкурентные согласованные действия по установлению и (или) поддержанию цен при реализации дизельного топлива в период с апреля по август месяцы 2018 года», — говорится в сообщении ведомства.
Ведомство вынесло уведомления о наличии в действиях компаний признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции в части антиконкурентных согласованных действий в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 170 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.
К слову, ситуация с бензином прямо противоположная: ни один непродовольственный товар или платная услуга 2018 году не подешевели так сильно. По данным Комитета по статистике,
за 10 месяцев АИ подешевел на 2,7%. При этом цены снижаются уже 7 месяцев подряд
Вообще, с начала 2017 года бензин в Казахстане чаще дешевел (по итогам 12 месяцев), чем дорожал (10 месяцев). Другое дело, что снижаются цены, как правило, не так сильно (в среднем на 0,6% в те месяцы, по итогам которых топливо дешевело), зато если растут, это замечают все (в среднем на 2,1%).
Остановить рост цен на бензин удалось благодаря двум факторам: росту собственного производства (которое произошло после долгожданного завершения работ по модернизации НПЗ) и временного запрета на импорт российского топлива. Надолго ли помогут эти меры – вопрос открытый.
Пока же бензин выступает в непривычной роли – он не разгоняет, а сдерживает инфляцию в республике