Российский политолог Сергей Масаулов собрал данные о популярности российского телевидения в Казахстане и Кыргызстане, придя в результате к выводу: «северный сосед» не спешит сдавать позиции в информационном пространстве.
К сожалению, системных и постоянных исследований по вопросу популярности российского ТВ не ведется. Однако имеются результаты отдельных социсследований, проведенных в разные годы и по различным темам, где этот вопрос был сопутствующим.
К тому же под «популярностью» понимается, скорее, предпочтительность в традиционном просмотре привычных для населения передач. Речь идет не о качестве контента, который частенько вызывает нарекания, если делать опору на статистику многочисленных интервью и опросов населения за последние семь лет.
Опросы, включая и те, которые проводятся международными медиаструктурами, показывают стабильные показатели (средняя оценка по различным опросам).
Казахстанцы больше доверяют информации, транслируемой по телевидению, — от 44,7% до 48,9%
Меньше доверия вызывает информация, опубликованная на веб-сайтах (от 17,4% до 18,3%). Еще ниже рейтинг газет (от 12% до 14,5%). Доверие к информации, прозвучавшей по радио, падает (от 5,1% до 4,7%).
Какие СМИ предпочитают казахстанцы?
Сохраняются различия и в предпочтениях жителей разных городов. Самым популярным остается «Первый канал «Евразия» с 20%-ой российской долей участия.
Российское ТВ предпочитают смотреть в большинстве городских населенных пунктов страны
(включая каналы «Россия-1», «Россия-24», «НТВ», «Рен ТВ», «СТС» и «ТНТ»). В Астане доля таких предпочтений снижается, но стабильно составляет более 50%. А вот в Алматы это уже только 39%.
В категории ежедневных итоговых выпусков лидируют новостные программы («Первый канал «Евразия»), при этом их рейтинги не демонстрируют тенденции к снижению.
Вывод:
отечественное телевидение в Казахстане проигрывает по популярности интернету и российскому ТВ
Как показывают многочисленные соцопросы, в своей массе наши граждане по-прежнему отдают предпочтение телепродукции, сделанной в первую очередь в России.
В свое время публично прозвучала оценка экс-премьера Карима Масимова. Он утверждал, что 55% населения Казахстана живет не в казахстанском, а в российском информационном пространстве.
При этом важно понимать, что
Почему в Казахстане слишком мало свободных журналистов?
молодежь предпочитает интернет с его оперативностью и разнообразием мнений
и массово отказывается от просмотра телепередач. В Казахстане динамично расширяется интернет-сообщество, вместе с тем растет и число новостных онлайн-ресурсов. И все же даже неполные статистические данные свидетельствуют о том, что
телевидение было и пока остается главным источником потребления новостей
Самые популярные новостные программы — ретранслируемые коммерческими каналами новостные и иные передачи российского «Первого канала». Во многом дело здесь в предпочтениях казахстанцев в отношении коммерческих каналов «Первый канал «Евразия» и частного канала «КТК».
Исследования по Кыргызстану показывают схожую картину. Например, по информированности о ТВ-программах на первом месте с одинаковыми показателями находятся российский «Первый канал» и национальный «КТРК» (по 89%). Дальше идут «Россия-1» (около 70%) и развлекательный канал «СТС». Национальные каналы часто ретранслируют российские телепрограммы и телешоу.
Российские ТВ-каналы стабильно находятся среди наиболее популярных
«Первый канал» России (постоянный показатель от 22 до 24%) лишь немного уступает национальному «КТРК». «Россия-1» имеет показатели популярности от 11% до 11,7%. Каналы «СТС» и «ТНТ» стали наиболее популярными в сегменте развлекательного контента и идут вровень со всеми другими национальными каналами.
Очень показательна доля телепросмотра:
Это только что касается новостных телепрограмм и политических дискуссий. Из них абсолютное первенство в популярности принадлежит новостным выпускам «Первого канала» и другим российским ТВ-программам («Пусть говорят», «Прямой эфир» и т. д.).
Таким образом,
российское ТВ остается самым популярным в Казахстане и Кыргызстане, и это несмотря на усиливающуюся критику
по поводу качества контента, а также сильнейшую конкуренцию со стороны интернета.