Бизнес-климат в Казахстане улучшился после введения профилактического контроля. Теперь при обнаружении нарушений налоговики штрафуют не сразу, а дают рекомендацию и время на исправление. Однако эти позитивные перемены требуют своего развития, убеждены эксперты, только этого недостаточно.
Об этом рассказывает Рустам Жунусов, зампред правления НПП «Атамекен».
Он также отмечает сокращение требований по проверке бизнеса на 58% как одну из значимых проведенных реформ.
— Мы как-то решили посчитать, сколько у нас требований к бизнесу. В итоге остановились на цифре 30500
Там все идет по принципу матрешки — одно подразумевает другое. Причем иногда, особенно в области СЭС,
встречаются анекдотические требования. К примеру, помещение для хранения питания в детском саду должно находиться в восточной части сооружения
Почему — непонятно. Если подобные случаи вспоминать, будет весело. Вот сейчас запущена база «Астана-1» по электронному декларированию, но она постоянно дает сбои.
Зачем привлекать предпринимателей к ответственности из-за сбоев?
Жунусов также рассказал о рисках перехода бизнеса в тень при ужесточении налогового законодательства.
— Сейчас инициируется так называемая налоговая амнистия, под которую попадают порядка 80 тыс. субъектов. Если они оплатят основную сумму, будут освобождены от пени и штрафов. Помимо этого, нас пугает налоговая нагрузка на фонд оплаты труда.
Сейчас она составляет 31%, а до 2025 года вырастет до 36-38%
Мы понимаем, что при такой нагрузке бизнес уйдет в тень и мы вернемся к выплате зарплат в конвертах, потому что нет никакого экономического резона платить такой процент от заработной платы. Еще есть соцналог, ИПН и отчисления в пенсионный фонд. И каждый раз это отдельный реестр.
Мы предлагаем соединить это в один платеж, а как это будет распределяться по государственным фондам, должно определить государство. Пока что наше предложение по сокращению нагрузки в фонд оплаты труда до 20% государство не слышит. В принципе, логика здесь есть — из госбюджета выпадает порядка 500 млрд тенге, и эту сумму нужно чем-то компенсировать, — замечает эксперт.
В рамках Послания главы государства был поднят порог уголовной ответственности по налоговым правонарушениям для юридических лиц (ст. 245 УК) с 20 до 50 тысяч МРП (48,1 и 120,2 млн тенге соответственно). По словам Жунусова, в этой связи налоговики предлагают повысить административные штрафы за неуплату налогов.
— В частности, за сокрытие объектов налогообложения по 275 статье штраф сейчас составляет 150%, его предлагают поднять до 200%. За занижение сумм налогов и других обязательных платежей — поднять также в два раза:
Мы понимаем, что есть политическая воля, и в Послании было сказано, что нужно поднимать, но мы считаем, что
если штрафы за неуплату налогов поднимутся вдвое, это убьет бизнес
Сейчас в качестве компромисса рассматривается повышение
За выписку фиктивного счета-фактуры (ст. 280) предлагается повысить штраф до 150% для малого бизнеса, для среднего — со 120% до 200% и для крупного — с 200% до 300% от суммы налога на добавленную стоимость. Честно говоря, мы это поддерживаем: выпиской фиктивного счета-фактуры занимаются обманщики, а мы поддерживаем честных предпринимателей, — говорит эксперт.
Между тем не так давно НПП «Атамекен» заявляла, что более 3 тыс. бизнес-структур оказались на грани банкротства. И это при том, что в рейтинге Doing Business имидж Казахстана усилился. Однако банкротство — не есть плохо, заявляет Рустам Жунусов.
— У нас 1,146 млн предприятий, обанкротились только 3 тысячи
Само по себе ведение бизнеса — это риск, и надо это понимать. Что касается Doing Business, я не сторонник демонизации рейтингов.
Казахстану не стоит гоняться за мировыми рейтингами, главное — вера граждан в свою страну
Их надо просто воспринимать и параллельно делать свою повестку. Понятно, что реформы, которые уже идут, надо продолжать.
Рейтинги нужно просто иметь в виду, а не ставить их во главу государственной политики
Если мы посмотрим на развитые страны, позиции некоторых из них в рейтинге находятся ниже, чем наши, взять тот же Израиль. Но это не означает, что бизнес-климат у нас лучше, — заключает Жунусов.