Прогнозы экономистов полны неопределенности. А в тех из них, где есть ясность, она говорит не в пользу рубля. От валютных колебаний больше всего страдает малый и средний бизнес.
30% руководителей малых и средних предприятий считают укрепление рубля жизненно важным условием сохранения бизнеса,
а 41% — главным врагом определяют не падение рубля, а его изменчивость. Никто не может гарантировать, что новых витков обесценения рубля не произойдет в ближайшее время.
Курс рубля никогда не был стабильным, но последние 10 лет российская валюта уходила в пике несколько раз, что приводило к катастрофическим последствиям для бизнеса. За полгода, с августа 2008 по февраль 2009, рубль, по данным ЦБ, относительно доллара упал в два раза — с 23 до 36 рублей.
Второе падение началось в 2014 году из-за снижения цен на нефть, а также санкций со стороны США и Евросоюза.
Новые пики падения российской валюты пришлись на август 2015 года — 70 рублей за доллар, январь 2016-го — 83,6. Потом началось небольшое укрепление, затем снова падение.
Во втором полугодии 2018 года ослабление рубля произошло «под воздействием снижения спроса на активы стран с формирующимися рынками, а также усиления санкционной риторики в отношении России», говорится в докладе Банка России. И только высокие цены на нефть несколько сдерживают ослабление, признают в ЦБ.
Экспортеры выигрывают от падения национальной валюты (так как для заграничных покупателей снижается долларовая стоимость их товаров), импортеры проигрывают. Но так или иначе,
изменчивость рубля негативно влияет на весь малый и средний бизнес России если не напрямую, то косвенно
И вне зависимости от того, экспортируют они или импортируют, говорят эксперты. По данным ФТС, в России 106,8 тыс. предприятий внешнеэкономической деятельности. Это не только экспортеры и импортеры, а также агенты и брокеры, среди которых в основном небольшие компании. В базе данных минэкономразвития содержатся сведения о 5,8 тыс. экспортерах, среди которых 36% (2 тыс.) компаний — малого и среднего бизнеса.
«Валютные колебания затронули все без исключения предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) если не напрямую, то косвенно, через изменение условий кредитования и разгон инфляции, — сказал Eurasianet.org Виталий Байрашев, консультант экспертно-консультационного центра Института госзакупок.
— В особенности постоянные изменения курса валют ощутили те, кто импортирует продукцию или компоненты для ее изготовления из-за рубежа, экспортирует продукцию за рубеж, либо работает с продукцией, торгуемой на бирже — лес, металлы, отдельные виды продуктов питания и прочее».
Есть также отрасли, особенно сильно чувствительные к курсу рубля. Например,
девальвация ударила по рынку туристических услуг, на котором работают в основном малые и средние компании
«Рынку пришлось трансформироваться и сделать акцент на развитии продаж туров по России, — рассказал Eurasianet.org Алексей Ципордей, генеральный директор сети туристических компания «Вита Трэвел» (Челябинск).— Тем, кто не захотел меняться и у кого продажи «заграницы» составляли 70% и более, пришлось ужаться в размерах бизнеса или совсем закрыться».
Непредсказуемые колебания вредят долгосрочному сотрудничеству небольшого бизнеса с крупными компаниями
и госструктурами, в том числе в рамках госзаказа.
«Особенно трудным пришелся период конца 2014-начала 2015 года, когда многие предприятия МСБ были вынуждены терпеть убытки, исполняя длительные контракты с госкомпаниями, где цена была зафиксирована в рублях без возможности корректировки, — поясняет Виталий Байрашев.
— Было сорвано немало госзакупок и исполнявшихся контрактов, ведь заказчики, тратившие бюджетные средства, не могли изменить условия контракта».
По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, курс рубля входит в топ-10 факторов, оказывающих сдерживающее воздействие на бизнес. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в мае 2018 года, бывший на тот момент курс рубля был выгоден только 4% компаний МСБ.
Кроме того, 30% опрошенных заявили, что для сохранения бизнеса необходимо укрепление рубля, а 41% бизнесменов придерживаются мнения, что негативное влияние на бизнес оказывает не столько курс рубля, сколько его непредсказуемые колебания.
«Тяжелее всего бизнесу работать при непредсказуемой волатильности курса, —
подтверждает Алексей Ципордей из «ВИТА Трэвел», — так как невозможно адекватно заложить риски в цену на товар или услугу. Если с рисками «переборщишь», можно проиграть конкурентную борьбу за клиента, если заложить недостаточно, можно взять на себя обязательства и затем работать в убыток».
Эксперты и бизнес ждут от рубля чего угодно, только не постоянства. В большинстве оценок говорится о непредсказуемости национальной валюты.
«Для текущих условий, когда мировые индексы продолжают практически ежедневно переписывать локальные минимумы и переживают повышенную волатильность, рубль выглядит сравнительно устойчивым, — считает ведущий аналитик брокерской компании FxPro Александр Купцикевич. — Тем не менее, не стоит приписывать рублю какие-то особые качества…
Рубль зачастую долго сохраняет устойчивость, а потом резкими прыжками догоняет глобальный тренд»
Согласно его наблюдениям, для рубля самими неблагоприятными месяцами оказываются ноябрь и декабрь.
«И пока мы ждем повышения НДС и эффекта от ужесточения политики ЦБ вместе с ухудшением на глобальных рынках, вряд ли стоит рассчитывать на рост российской валюты», — говорит он.
Долгосрочные прогнозы еще более тревожные. Эксперты Института Гайдара и РАНХиГС, несмотря на умеренные прогнозы минэкономразвития (при которых падение цен на нефть с $75-80 до $53,5 за баррель в 2019-2024 годах не приведет к ослаблению рубля), считают, что
вероятность ослабления рубля все же очень высока
«При предполагаемом снижении цен на нефть на 25% от текущего уровня, продолжении действия бюджетного правила, предполагающего закупку валюты для госфондов, и при сохранении внешних санкций риск более быстрого падения курса рубля, выход его на уровень 80-90 рублей за доллар очень высок», — говорится в исследовании.
«Прогнозировать очень сложно, так как сейчас курс рубля больше зависит от политики, а не от экономики, —
считает Алексей Ципордей. — Если рассматривать малый бизнес, он гораздо мобильнее и ему легче подстроиться под изменение валют.
Больше всего проблем будет доставаться среднему бизнесу. Часто он бывает уже не настолько поворотлив и быстр для изменений, как малый, но при этом еще нет внимания государства и финансовых возможностей, как у крупного бизнеса».