В некоторых регионах людям трудно купить жилье даже на льготных условиях.
Из 100 млрд тенге, выделенных на льготную ипотеку, к началу ноября 2018 года регионы освоили всего 33,5%. Такие данные приводит ranking.kz. При этом самый высокий процент одобренных заявок по программе «7-20-25» в Алматинской (17,4%) и Атырауской (13%) областях. А в ряде регионов этот показатель не превышает и 3%.
Экономист Магбат Спанов подчеркивает, что по правилам участия в программе, какими бы щадящими не были ее условия, человек должен иметь определенный доход и капитал.
— Финансовая сфера не может работать себе в убыток. Данные по программе демонстрируют разделение доходности по регионам. Понятно, что
самые высокие доходы в регионах-донорах, самые низкие — в казахскоязычных регионах,
— отмечает он.
По его мнению,
ситуацию исправит запуск частичного субсидирования первоначальных взносов
— Эта мера поможет, но как мне кажется, не решит до конца проблему. Все-таки чтобы повысить доходы населения, необходимо определенное время. Понятно, что в этом году программа уже не пошла. Но в 2019, я думаю, исполняемость будет лучше, потому что увеличится доходность населения. Если, конечно, не поменяются правила игры, — замечает Спанов.
Политолог Султанбек Султангалиев, в свою очередь, отмечает, что если говорить об успешности программы «7-20-25», объективные показатели вновь подтверждают слова скептиков, что она нуждается в серьезном усовершенствовании.
— Формальный подход министерств и ведомств, основанный на официальных статданных, тут совершенно неуместен. Реальные доходы подавляющего большинства казахстанцев настолько низки, что не соответствуют требованиям, которые предъявляются финансовыми структурами к потенциальным участникам этой программы, — подчеркивает он.
По словам Султангалиева, в первую очередь на уровне доходов населения сильно отражается именно диспропорция в развитии регионов.
— У нас есть регионы-доноры, на которых традиционно приходится в три раза больше регионов, нуждающихся в субсидировании. Конечно же, во многом такое разделение сложилось вследствие ресурсно ориентированной экономики.
Но существует и такой субъективный фактор, как отсутствие заинтересованности региональных властей дотационных областей
в изменении ситуации к лучшему. Зачем что-то пытаться изменить, если через два-три года все равно аким-варяг со своей «дружиной» переедет в новую вотчину? — задается политолог вопросом.
По его мнению, прежде всего необходимо оставлять в регионах больше заработанных средств, тем самым умерив аппетиты дотационных областей.
Это заставит местные власти отвыкнуть безалаберно сорить бюджетными деньгами в полной уверенности, что центр из года в год посредством трансфертов будет решать их проблемы за общий счет. Во-вторых, за наполнение государственного и местного бюджетов необходимо повысить ответственность собственно акимов различных уровней.
Экономист Асет Наурызбаев отмечает, что помимо разного уровня доходов в различных регионах наблюдается и разная готовность к помощи по субсидированию первоначальных взносов по программе «7-20-25» на местах.
— Те, кто может получить этот кредит, они его получат. Эта программа хоть и не рыночный, но полезный шаг, однако к существенному изменению финансового рынка не приведет. Сейчас раздадут деньги по этой программе, заемщики кончатся. Но
чтобы произошли реальные перемены, должны быть низкие ставки, должна проводиться систематическая работа
по снижению рисков и удешевлению ресурсов, — говорит экономист.
По словам Наурызбаева, пока от программы «7-20-25» ощутимо выигрывает строительная отрасль.
Нужно, чтобы дешевые кредиты получали и другие отрасли, иначе казахстанские производители так и будут в неконкурентном положении.
— Строительный пузырь, который мы можем раздуть за счет социальных программ, это очень опасно, одна отрасль может ущемить другие.
Считаю, что в ипотечном кредитовании нужно снижать ставки. Любой банкир понимает, что кредит, который выплачивается очень аккуратно, это именно ипотечный, — замечает экономист.