Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Кто дал отмашку на строительство в Алматы биолаборатории?

4688
naked-science.ru

В конце февраля 2018 наша редакция опубликовала материал о Кене Алибеке, уроженце Алматы, и его деятельности в США (см. «Как Канатжан Алибеков сделал миллионы на страхах США»).

В той статье мы сделали предположение, что Алибек мог иметь отношение к открытию в Алматы референц-лаборатории высшего класса безопасности.

Кен Алибек на самом деле убедил американцев обратить внимание на советское бактериологическое наследие в Казахстане. Об этом говорится в статье «Почему США строят высокотехнологичную лабораторию бубонной чумы в Казахстане» (Why The U.S. Is Building A High-Tech Bubonic Plague Lab In Kazakhstan), опубликованной в американском журнале Popular Science. Приводим перевод наиболее интересных фрагментов.

Стройплощадка Центральной референтной лаборатории в Алматы

Мы их потеряли…

В серии материалов о бывшем советском засекреченном военном ученом Канатжане Алибекове, ныне известного под именем Кен Алибек, мы привели высказывания разных американских специалистов.

Их вывод единодушен: эмигрировав в США, Кен Алибек чудесным образом добился внимания высших правящих кругов Америки и убедил их в том, что в нарушение принятых в 80-е годы 20 века обязательств СССР не прекращал разработку и испытание бактериологического оружия.

При этом Кен внушил правящей элите США, что многие его коллеги после распада СССР могут быть приглашены другими странами к работе для разработки оружия, представляющим угрозу для США.

В журнале Times в 1998 году о таких ученых Алибек сказал: «Мы потеряли контроль над ними» (под «мы» подразумеваются США). Также ученый добавил, что запасы материала, необходимого для изготовления бактериологического оружия, все еще могут находиться на хранении в ныне независимых постсоветских республиках «…в ожидании кого-то с лучшим предложением…».

Как Канатжан Алибеков сделал миллионы на страхах США — иноСМИ

Знания не сотрешь

Статья «Почему США строят высокотехнологичную лабораторию бубонной чумы в Казахстане» была опубликована в августе 2013, до ввода в эксплуатацию Центральной референтной лаборатории. Фотографии объекта сделаны в том же году, во время командировки представителей Popular Science в Казахстан в составе делегации под руководством начальника Агентства Департамента США по делам обороны по предупреждению и сокращению угроз в области обороны (Defense Threat Reduction Agency).

На проект было выделено 103 млн долларов

Руководитель Агентства, полковник-лейтенант Чарльз Карлтон заявил, что нельзя стереть из памяти ученых их знания: «Нас очень беспокоит, что эти ученые «слетят с рельсов». Мы стараемся изо всех сил обеспечить их работой. Мы надеемся, что имея выгодную во всех отношениях работу, они будут защищены от переманивания другой страной…».

Далее автор делится с читателями мнением, что

подобные лаборатории не всегда являются последним и надежным рубежом защиты от утечек

Например, в 2002 году профессор одного из техасских технических вузов был обвинен в том, что скрыл информацию о пропаже 30 штаммов чумы. В 2006 году, в том же Техасе, но в другом техническом вузе, который работал на Пентагон, ученые заразились смертельными заболеваниями. Первый раз — бруцеллезом, второй – риккетсиозом Деррика-Бернетта (австралийская лихорадка), о чем университет также не уведомил Центр по контролю заболеваний США. Оба ученых работали со штаммами этих заболеваний, причем целенаправленно изучали их потенциал к применению в качестве оружия.

В 2013 году Гейвлстоунская национальная лаборатория потеряла штамм вируса Гуанарито (венесуэльская лихорадка)

и попала под расследование ФБР.

Казахстан под строгим контролем

Обоснование, которое использовали американские специалисты, чтобы получить 103 млн долларов на проект в Алматы, заключалось в том, что Штатам необходимо вести мониторинг патогенных вспышек на глобальном уровне.

В 2001 году США стали мишенью террористических атак с использованием возбудителей сибирской язвы в виде порошков разных цветов и консистенций, разосланных в простых почтовых конвертах под видом писем.

Тогда было заражено 22 человека, причем 11 – самой смертоносной формой, ингаляционной

Этому инциденту можно посвятить отдельный материал, особенно учитывая тот факт, что ФБР в качестве эксперта привлекало к расследованию Кена Алибека.

После террористических атак, в результате которых погибли 5 человек, в Штатах появился термин «biosurveillance» — введение режима особого санитарно-эпидемиологического контроля на территории и вне пределов США. Исполнителем был назначен Пентагон, который в свою очередь поставил под строжайший контроль все известные ему источники возможных штаммов.

Казахстан автоматически попадает в программу наблюдения Пентагона,

но не потому что Кен Алибек, этнический казах, ранее возглавлял завод по производству биооружия, а потому что

40% территории республики являются природными очагами различных патогенных инфекций

Ученые доказали, что когда-то эти природные очаги выделили штаммы, которые стали мигрировать, мутировать и собирать жертвы в Центральной и Малой Азии, на Ближнем Востоке, в Европе и России.

Деньги весьма кстати

Серым кардиналом, давшим отмашку на строительство ЦРЛ в Алматы, был не Кен Алибек и не чиновник из Пентагона Карлтон

Им стал Эндрю Уэбер, ассистент секретаря США по вопросам обороны. Он знаменит тем, что 20 лет руководил Программой кооперативного сокращения угроз Нанна-Лугара, госоргана США.

Этот департамент занимался контролем вывода советского оружия массового поражения с территорий тех бывших советских республик, которые это оружие унаследовали, а затем решили от него отказаться.

За вывозом, утилизацией и уничтожением ОМП на территории бывшей Казахской ССР следил именно Уэбер

И он же первый из американцев услышал заявления Кена Алибека. Так Алматы получил еще один научно-исследовательский объект.

Когда американцам понадобился такой объект для борьбы с глобальным биотеррором, то мы, как их надежные региональные партнеры, это начинание поддержали.

Тем более, что у нас есть и свои исследовательские организации в области эпидемиологии, есть и свои лаборатории. Вдобавок ко всему, повторимся, 40% нашей территории кишат грызунами, зараженными чумой и язвой.

Так что эти деньги и ЦРЛ весьма кстати для Казахстана.

Научный объект поможет развивать наследие советской школы в борьбе с предотвращением эпидемий

Еще одна ремарка в заключение. Американцы правильно подметили, что наши ученые никогда не вычеркнут из головы те уникальные знания, которыми владеют. При этом, выделяя огромные деньги на работу специалистов, Америка предотвращает потенциальную работу наших ученых на врагов США.

Деньги на строительство ЦРЛ пришли после 2013, СССР развалился в 1991. За этот период не было ни одной вспышки заболеваний, хотя этот временной отрезок был достаточно непростой для страны и ее науки.

О чем это говорит? О том, что наши ученые продолжали выполнять свою главную задачу – защищать нас от смертельных вирусов и штаммов.

Оригинал статьи на английском языке здесь.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter