Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+0.04
EUR
525
+1.44
RUB
4.75
-0.06

Китай не поглотит экономику Казахстана, но присутствие увеличит — экономисты

3867
китай в казахстане

На конец I полугодия 2018 года объем вложений китайских инвесторов составил 15,6 млрд  долларов США против 14,8 млрд в 2017 году. По данным Нацбанка РК, последние три года наблюдается линейный рост инвестиционных потоков из Китая — до 6,6%. При этом

в 2018 году главным инструментом китайских инвесторов впервые стали прямые инвестиции,

объем которых на конец I полугодия составил $9,5 млрд (60,3% от всех инвестиций). Портфельные инвестиции, а также производные финансовые инструменты все еще занимают наименьшую часть — $2,1 млн (менее 1%).

У китайцев цифры другие

В целом, если взглянуть на статистику валового притока иностранных инвестиций в РК по странам в разрезе нескольких лет, можно увидеть, что США, а также в совокупности страны Европы значительно обгоняют Поднебесную.

На основе данных НБ РК, рассчеты в млн долларовСША

Однако, по словам экономиста Вячеслава Додонова, у статистики по учету инвестиций тоже есть свои нюансы.

— Сами китайцы озвучивают другие цифры. Периодически звучат заявления от их дипломатов, да и председатель КНР в 2018 году выпустил статью, где тоже содержались цифры в несколько десятков млрд инвестиций. Тогда как наш Нацбанк дает совершенно другую статистику. Это объясняется тем, что многие инвестиции заходят через более удобные юрисдикции, а не напрямую из своих стран.

Мы все знаем, что лидером по части инвестиций в Казахстан являются Нидерланды, но мы понимаем, что инвестиции далеко не голландских компаний

Относительно высокий объем по таким же причинам занимает и Швейцария. Через Нидерланды заходят и китайские, и российские инвестиции, и через «дочки» наши собственные, казахстанские, зарегистрированные в Нидерландах.

Вячеслав Додонов

Вячеслав Додонов, фото с сайта etoday.kz

В общем и целом за счет Нидерландов ЕС является нашим крупным инвестиционным партнером. Принимая во внимание эти особенности, трудно ожидать, что Китай когда-нибудь догонит ЕС, — замечает он.

Все это — прибыль

По словам Додонова, есть и другая статистическая особенность, связанная с учетом прямых инвестиций.

— Значительная их часть представлена не непосредственно натуральными вложениями денег. Как это мы на бытовом уровне понимаем, что якобы «некто принес денег на строительство завода». Значительная часть инвестиций — это так называемый нераспределенный доход. То есть доля иностранных инвесторов тех доходов, которые получило предприятие с их участием, здесь работающее. Доля прибыли учитывается в прямых инвестициях в статистике. И это, кстати, причина еще одного интересного аспекта:

чем выше цены на нефть, тем выше приток иностранных инвестиций. И наоборот

Это вовсе не значит, что рост цен на «черное золото» подогревает интерес иностранцев к нашей экономике. Просто при высоких ценах доходы компаний нефтяного сектора повышаются, и часть этой доли доходов учитывается как инвестиции. Кстати, если это учесть, станет понятно, что объем инвестиций из США не такой уж и большой, — говорит Додонов.

Китай много дает в долг, и это тоже инвестиции

Что касается КНР, как отмечает экономист, большая часть прямых инвестиций оттуда — это долговые инструменты и заемные средства. Они составляют порядка 2/3 нефтяных инвестиций.

— Китай вообще отличается тем, что свою инвестиционную экспансию во всем мире проводит посредством предоставления заемных средств. Это тоже создает ограничение для дальнейшего роста. Потому что наши контрагенты понимают: они берут деньги в долг, а его надо будет отдавать.

И это не настолько долгосрочные и дешевые деньги. По мере того, как долговое бремя будет расти — что у корпоративного сектора, работающего с китайскими партнерами, что у госсектора, который нет-нет да займет что-то у китайцев —

будет приходить понимание, что долги растут и обслуживать их становится все дороже

Это станет определенным тормозом для дальнейшего наращивания этого вида инвестиций, — считает Вячеслав Додонов.

В целом наращивание китайских инвестиций во всем мире идет значительно быстрее этого процесса в Казахстане, считает эксперт. Но это если учитывать только статистику Нацбанка, без учета инвестиций, приходящих из других юрисдикций.

— А в целом доля Казахстана в общем объеме китайских инвестиций в последние годы снижается. И это идет вразрез всем разговорам о растущем китайском присутствии, а также планам, связанным с инициативой «Один пояс — один путь», — подчеркивает он.

Между тем низкий процент портфельных инвестиций из Китая экономист объясняет низким уровнем развитости фондового рынка РК и производных финансовых инструментов.

Кто во что вкладывается

Если говорить о специфике соперничества между Китаем и США в экономике Казахстана, по словам политолога Султанбека Султангалиева, необходимо обратить внимание на структуру инвестиций.

— Приоритетное направление американского капитала — это казахстанские нефтегазовые месторождения и все, что с ними связано. От подобной специфики и очень большой по сравнению с другими странами объем капиталовложений.

Китайская сторона, естественно, также активно инвестирует в наш нефтегазовый сектор и горнодобывающую промышленность, однако проявляет значительный интерес и к другим отраслям, имеющим для нее важное значение, помимо получения быстрой прибыли.

Султанбек Султангалиев

Султанбек Султангалиев

В первую очередь это транспорт, финансы и строительство. Надо сказать, что в реализации амбициозного национального китайского проекта «Один пояс — один путь» Казахстан занимает одно из центральных мест. Прежде всего в силу своего стратегического географического положения моста между Азией и Европой.

То есть можно с полным основанием ожидать, что

Китай будет продолжать наращивать объемы инвестирования в различные отрасли нашей экономики, а вот США — сокращать,

так как новых гигантских месторождений нефти у нас пока в среднесрочной перспективе не предвидится, а что-то другое американцев не интересует.

Будущее Китая в Казахстане

Также для сравнения стоит отметить, что если в Казахстане на первое полугодие 2018 года работало 497 американских компаний, то китайских уже 1200. И есть явная динамика увеличения количества последних. В общем, нравится это кому-то или нет, но

в отличие от американских кампаний, Китай у нас всерьез и надолго,

— выражает он свое мнение.

Вячеслав Додонов же убежден, что кто бы что ни говорил, в Казахстане всех привлекают в основном сырьевые проекты.

— Вопрос лишь в том, что сырьевые проекты, которые являются наиболее лакомыми кусочками, давно уже поделены. Желающих зайти туда было много.

Китайские инвестиции поглощают экономику Казахстана

Индия хотела, но туда так просто не залезть. Даже Казахстану с большим трудом удается увеличивать долю в этих проектах.

Китаю же остается довольствоваться долями в относительно небольших проектах второго-третьего ряда,

— заключает экономист.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter