Евразийская экономическая комиссия и представители Сингапура провели очередной раунд переговоров о создании Зоны свободной торговли. Есть вероятность, что к середине 2019 года они смогут уладить все вопросы. Казахстану это на руку – республика получит возможность экспортировать не только нефть.
Они включают в себя комплекс вопросов – от тарифов на товары и услуги (тут в роли главного переговорщика выступает ЕЭК) до инвестиций (государства индивидуально ведут переговоры).
Встречи шли достаточно продуктивно. Путин даже говорил о том, что договор будет подписан уже в 2018 году, в год 50-летия установления дипломатических отношений СССР и Сингапура.
Однако год близится к завершению, а договор так и не подписан
14 ноября руководство ЕЭК вновь встретилось с министрами Сингапура. Отмечается, что в ходе переговоров достигнуты компромиссы по одному из элементов будущего пакета договоренностей.
Кроме того, стороны выразили мнение, что все переговоры по соглашению о создании Зоны свободной торговли завершаться в 2019. Представители города-государства намерены завершить все до середины года.
История торговых взаимоотношений Казахстана и Сингапура совсем не линейная. Тучные годы сменялись слабыми, экспорт и импорт попеременно то возрастали, то гасли вновь.
В 2010-2012 году товарооборот между странами был односторонний:
за три года Казахстан продал товаров на 7,6 млн долларов, а купил на 194,6 млн
В 2013 году был осуществлен первый серьезный экспорт. Как и в подавляющем большинстве случаев, в качестве товара выступила нефть: было продано 76,6 тыс. тонн на общую сумму $53,6 млн.
В 2014 году эти показатели выросли до 134,8 тыс. тн и $101,9 млн, в 2015 – до 286,2 тыс. тн и $120 млн.
В 2016 году объем экспорта в Сингапур снизился до $54,2 млн (нефть – 200 тыс. тн и $52 млн), но уже в 2017 поднялся до 86,5 млн (нефть – 232 тыс. тн и $84,2 млн).
Настоящий прорыв произошел в 2018 году.
В январе-сентябре Казахстан экспортировал товаров на $372,6 млн – это больше, чем за 4 предыдущих года вместе
Нетрудно догадаться, что стало главным двигателем сделок: Сингапур купил 684,6 тыс. тн нефти на $372,5 млн, причем 150 тыс. ($86,1 млн) в сентябре.
По итогам месяца
Сингапур стал одним из важнейших азиатских потребителей казахстанской нефти, уступив по объему импорта лишь Корее и Индии
Таким образом, на протяжении многих лет Казахстан ничего не может предложить торговому партнеру, кроме нефти. Однако введение Зоны свободной торговли может открыть путь для других товаров, в том числе и сырьевых.
Сингапур является импортером химических веществ, металлов и стали, а этого у Казахстана достаточно
Большой спрос у Сингапура также на самолеты, автомобили и электронные компоненты, но это скорее на руку партнерам по ЕАЭС (в частности, России), чем Казахстану.
Импорт из Сингапура куда более разнообразен, чем экспорт в эту страну. В 2010-12 годах основу товарооборота составляли:
При этом преобладающего товара не было. В 2013 году интерес Сингапура к нефтехимической сфере привел не только к началу поставок «черного золота» в эту страну, но и к тому, что инвесторы приложили руку к реализации ряда проектов.
Это привело к резкому (в 3,5 раза) росту импорта. На $147 млн были проданы специализированные плавучие средства, на 37,9 млн – металлоконструкции из черных металлов, на 15,2 млн – двигатели и силовые установки.
Но затем интерес Казахстана к сингапурским товарам стал падать:
Поменялась и структура: к чаю и кофе, крови и компьютерам добавились ортопедические имплантаты, запорная арматура и устройства для хранения данных.
Все эти товары в Казахстане остаются востребованными, а потому не исключено, что вместе с соглашением о создании ЗСТ объем их продаж увеличится. Не стоит забывать и о том, что
Сингапур является крупным производителем электроники и фармакологической продукции
Однако экономические взаимоотношения с Сингапуром подразумевают не только торговлю товарами. Местные инвесторы достаточно активны по всему миру, поэтому вполне можно ожидать их интерес к сырьевым и продовольственным рынкам Казахстана.
С другой стороны, законодательство Сингапура одно из самых лояльных в мире по отношению к бизнесу, и не исключено, что и казахстанский бизнес заинтересуется открывшимся перспективами.