Антироссийские санкции могут поспособствовать развитию кредита и инвестиционного потенциала ЕАЭС — таким мнением экономист Петр Своик поделился в беседе с ИАЦ МГУ.
— Может ли перезагрузка финансовых систем стран ЕАЭС стать способом оздоровления национальных экономик и выхода из кризиса?
— Как это ни парадоксально,
ЕАЭС – это прежде всего политическое объединение, а никакое не экономическое
С начала 2010-х годов, со времени создания Таможенного союза, ЕАЭС стал сильнейшим катализатором политических процессов. И российско-украинский кризис, и санкции, и резкое понижение цен на нефть, и крутое пике российского рубля, а вслед за ним и казахстанского тенге – это все политические последствия создания ЕАЭС.
А вот экономического содержания в ЕАЭС почти нет: мы всего лишь упразднили таможенные границы, которые и ранее не играли существенной роли, поскольку ставки пошлин были нулевые.
Остальные параметры экономики пока не согласованы, что естественно, поскольку в отсутствии наднациональных органов ничего согласовать нельзя в принципе.
К примеру, очевидны различия и противоречия в фискальных политиках стран-членов ЕАЭС
Взять, скажем, российский и казахстанский бензин: структура цены, начиная с налогов, у них совершенно различная, а рынок один. В этих условиях функции таможенников берут на себя и фитосанитарные органы, и ветеринарные лаборатории, и технические инспекции.
Мировые тренды: пенсии уменьшаются, пенсионный возраст растет
Однако среди множества несогласованных политик на первый план выходит политика инвестиционная.
Сегодня ни в России, ни в Казахстане нет базовых внутренних инвестиций, почти все берется с внешних рынков
А что делает «товарищ Трамп»? Он активно разрушает международный рынок заимствования, из которого ЕАЭС пока еще получает инвестиции.
В этом контексте западные санкции являются лучшим стимулом для создания внутреннего евразийского кредита и развития инвестиционного потенциала ЕАЭС. Вот
на Россию санкции уже наложены, и она, на мой взгляд, счастливым образом смогла вывести из-под внешнего финансирования оборонку, сельское хозяйство
и создать для этих отраслей механизмы внутреннего финансирования. Правда, пока они не институализированы.
В отношении Казахстана санкций нет, и мы уповаем на китайские инвестиции.
Как в настоящий момент построен финансовый рынок в наших странах? Он полностью зависим от внешних источников,
которые поступают в нашу экономику посредством трех потоков.
Первый – это конвертация экспортной валютной выручки. Соответственно, экспортеры в местных банках практически не нуждаются, ну разве что для ведения своих счетов.
Второе – те же экспортеры, которые, как правило, являются местными дочками транснациональных компаний, занимают деньги у своих головных офисов. Это и кредитование, и инвестиции, и прочее. Причем все эти заимствования проходят как внешний долг страны. Отмечу,
его обслуживание настолько дорого, что мы уже отдали гораздо больше, чем заняли
И только на третьем месте находятся внешние заимствования местных банков. При этом местная банковская система своего кредита не создает в принципе. Ей отведена роль дистрибьютора внешнего финансирования. Это объясняет повышенную ставку кредитования – ведь и деньги надо отдать, и самим прибыль получить.
Что очень важно – вся эта система может работать просто великолепно и без каких-либо проблем. Она отлично встроена в мировую систему разделения труда.
Во-первых, поощряет сырьевой экспорт в наших странах – как казахстанский, так и российский. Во-вторых, у сырьевых экспортеров при бесперебойной работе этой системы не возникает никаких проблем с финансированием.
https://365info.kz/2018/11/antikrizisnaya-strategiya-rossii-i-kazahstana-dedollarizatsiya-tehnologii-i-obshhaya-valyuta/
Однако если мы хотим развивать несырьевой экспорт, нам надо создавать принципиально иные институты финансирования,
ориентированные на внутренние инвестиции и кредиты. И желательно, чтобы это были единые для стран ЕАЭС институты. Поскольку внешний рынок – и не из-за какого-то своего злодейского целенаправленного разрушительного умысла, а из-за рыночных прагматичных соображений – поощряет в наших странах только расширение сырьевого экспорта и «душит» все остальное.
«Все остальное» можно финансировать только из бюджета, но никак не посредством рыночного финансирования
Развитие несырьевых направлений экономик наших стран сродни движению против течения.
Таким образом, задача – создание системы внутреннего, дешевого, доступного и длинного кредитования — очевидна, однако еще не реализована на практике, потому что «жареный петух пока не клюнул».
— Может ли сыграть ключевую роль в создании внутреннего евразийского кредита Международный финансовый центр «Астана»?
— Откровенно говоря, относительно перспектив МФЦА я испытываю скепсис. Хотя бы потому что в настоящий момент непонятно, чем будет «банковать» финансовый центр. В распределении каких потоков он будет участвовать?
Взять, к примеру, аналог МФЦА в Дубае. С чем связано его процветание? С тем, что в Дубай осуществляется инвестирование – в жилую и коммерческую недвижимость, в землю и т. д. Это создает финансовые потоки из-за рубежа, в том числе из постсоветского пространства. Например, среди инвесторов в экономику ОАЭ казахстанцы занимают не последнее место.
Банковскую систему Казахстана ждет реформирование — Своик
У Шанхайской биржи несколько другая специализация. Но суть всех финансовых центров одна – каждый из этих финансовых институтов представляет собой перекресток, своеобразный караван-сарай, на котором встречаются товары, интересы экономических субъектов, финансовые потоки и обороты.
Какие же товары и потоки идут через Астану?
В России, по крайней мере, у экспортеров есть обязательство регистрировать сделки в российских банках. Таким образом, экспортная выручка поступает в российскую финансовую систему. В Казахстане крупнейшие экспортеры добывающей отрасли, как я упомянул выше, это дочки транснациональных компаний.
Свои сделки они совершают за пределами Казахстана, практически вне налоговой системы страны
и статистического учета.
Какие финансовые потоки в этих условиях могут быть в МФЦА? Пожалуй, пока никаких.
Национального кредита нет в принципе – Национальный банк Казахстана осуществляет эмиссию почти исключительно путем обмена, скупая или продавая избыток валюты. Тенге в этих условиях – это «казахский доллар». Товарной биржи нет, биржа ценных бумаг очень мала.
Мне очень хотелось бы, чтобы МФЦА достиг успеха
Однако в настоящий момент я не могу назвать ни одной позиции, на которой центр мог бы строить свою деятельность.
— Раз уж речь идет о дедолларизации пространства ЕАЭС, создании внутреннего национального, а еще лучше — наднационального евразийского кредита, каковы, на ваш взгляд, перспективы создания единого валютного рынка на базе ЕАЭС, запуск которого запланирован на 2025 год, и введения единой валюты, так называемого «алтына»?
— Вопрос дедолларизации действительно актуален – и для России, находящейся под санкциями, и для неподсанкционного Казахстана. Отвечая на вопрос, когда же заработает единый валютный рынок, я сошлюсь на президента Казахстана, который еще 2009 году опубликовал в «Российской газете» статью «Ключи от кризиса». В ней казахстанский лидер отметил, что
мировая долларовая система построена на неправовой, несправедливой и недемократической основе,
способной лишь множить свои проблемы. Нурсултан Абишевич предложил перейти к другой, более справедливой валютной системе, согласованной государствами-участниками, которые и распределяли бы между собой эмиссионные квоты.
Акишев случайно проговорился, почему обваливается тенге — Петр Своик
С тех пор, на мой взгляд, правота президента Казахстана многократно была подтверждена – нынешняя ситуация только актуализировала постановку вопроса, предложенную Нурсултаном Назарбаевым.
Причем если во всем мире такую новую валютную систему создать, скорее всего, не удастся, поскольку интересы лидеров государств слишком противоречивы, то в рамках ЕАЭС это вполне реалистично.
Президент Казахстана говорил о необходимости общей валюты — кстати, не раз и до подписания договора об ЕАЭС. Есть даже ее условное название «алтын», определено и место расположения Евразийского банка, это Алматы.
Да, существует множество препятствий для введения общей валюты –
в том числе незаинтересованность в этом процессе национальных компрадорских элит стран-членов ЕАЭС. Однако я считаю, что чем быстрее мы сделаем этот шаг, тем быстрее начнется процесс роста в рамках ЕАЭС.
Так или иначе, кризисная ситуация подстегивает страны ЕАЭС к созданию валютного союза. И полагаю, это случится раньше установленного срока, то есть до 2025 года.