Из ключевых торговых партнеров Казахстана только в России используется в явном виде механизм инфляционного таргетирования. А из 40 стран мира, перешедших к этой политике, поставленных целей по инфляции добились уже 27.
Такие сведения приводятся в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов», одобренных Советом директоров Банка России (Центробанка) в конце октября текущего года.
Одно из приложений к этому 126-страничному документу посвящено опыту стран, применяющих режим таргетирования инфляции. Действует он почти 30 лет с тех пор, как в 1989 году его приняла Новая Зеландия.
По данным МВФ, сейчас такая политика используется 40 государствами, и на них приходится более трети мирового ВВП
Как видно из приведенной ниже таблицы, в этом списке отсутствует большинство стран Европейского Союза (за исключением Великобритании, которая в марте следующего года намеревается покинуть его), Швеции, Чехии, Польши и Румынии.
Между тем, согласно данным официальной статистики, на страны ЕС приходилось 42,1% внешнеторгового оборота Казахстана по итогам января-августа текущего года, в том числе 53,2% всего экспорта и 21,2% импорта.
При этом ведущими партнерами нашей страны в Старом Свете выступают:
тогда как на Великобританию приходилось лишь 1,4%, Швецию – 0,5%, Чехию – 0,3%, Польшу – 1,4%, Румынию – 2,0%.
Отсутствуют в этом и списке Китай (доля во внешней торговле Казахстана — 12,1%) и США (2,4%), являющиеся одними из ключевых инвесторов в отечественную экономику.
По этому поводу в Основных направлениях делается оговорка, что хотя США и государства еврозоны официально не привержены режиму таргетирования инфляции, но фактически их монетарные власти стремятся к достижению стабильной низкой инфляции с «публичной количественной целью». В отношении же Китая каких-либо комментариев в этом документе не содержится.
Причины, по которым центральные банки 13-ти стран не смогли достичь поставленных целей по инфляции, следующие.
Как отмечается в Основных направлениях, в Гане, Колумбии и Бразилии подходит к концу период дезинфляции, то есть замедления темпов роста потребительских цен, и в текущем году они, скорее всего, достигнут цели.
Таиланд, Израиль и Япония находятся на пути выхода из дефляции (снижения цен), вызванной рецессией.
Гватемала, Грузия, Мексика и Молдавия на протяжении предыдущих лет находились в пределах целевого диапазона, но ввиду разных причин кратковременно отклонились от цели.
Вслед за девальвацией с севера надвигается инфляция
Аргентина, Турция и Украина пока не могут достичь цели из-за непоследовательной денежно-кредитной политики и финансовой нестабильности.
В принципе, спустя три года после перехода к режиму инфляционного таргетирования и свободно плавающего обменного курса национальных валют к доллару и Банк России, и Нацбанк Казахстана двигаются к намеченным целям вполне успешно.
Напомним, что Банк России поставил цель снизить годовую инфляцию до 4% к концу прошлого года и далее поддерживать ее примерно на этом же уровне, что ему вполне удавалось до последнего времени.
Однако в этом году по мере ужесточения западных санкций и ослабления рубля инфляция в соседней стране начала быстро расти (см. «Вслед за девальвацией с севера надвигается инфляция») и поднялась в годовом выражении до 3,4% в сентябре.
В Казахстане годовая инфляция также начала расти, но более медленными темпами, и достигла 6,1% за первый месяц осени. Это вполне укладывается в целевой диапазон 5-7% годовых.
Однако с учетом перспективы дальнейшего ужесточения санкций Запада против России и прогнозируемого ослабления ее валюты при таком варианте развития событий до уровня 80-90 рублей за доллар вполне
очевидно, что в следующем году Нацбанку Казахстана будет непросто уложиться в намеченный коридор 4-6% годовых по инфляции
Банку России также наверняка нелегко придется с удержанием этого показателя на уровне 4%. По теории, центральным банкам обеих стран для сдерживания инфляции придется ужесточать свою политику, поднимая цену денег. Что уже и происходит.
Банк России еще в сентябре поднял свою ключевую ставку до 7,5% годовых. Нацбанк же повысил базовую ставку в середине октября до 9,25%. По совпадению, спустя пару недель статистики сообщили о значительном снижении годовой инфляции за минувший месяц до 5,3%.
Как бы то ни было, в Казахстане продолжаются дебаты, нужно ли вообще Нацбанку следовать механизму инфляционного таргетирования и есть ли у нас необходимые условия для проведения такой политики.
Ведь еще почти 10 лет тому назад тогдашний глава Нацбанка Григорий Марченко в разгар глобального финансового кризиса вполне ясно заявил, что вопрос введения этой политики отложен в условиях действия валютного коридора, который тогда было по силам обеспечивать регулятору.
И это при том, что еще в свое первое правление в Нацбанке г-н Марченко заявлял о наличии определенных предпосылок для введения инфляционного таргетирования в Казахстане, называя вполне конкретные сроки – с 2003 года.
Тогда же ставилась задача снижения инфляция к 2006 году до 3-4% годовых. Сейчас, похоже, ситуация 10-летней давности опять повторяется
Поэтому в преддверии давно назревающего очередного витка глобального кризиса Нацбанку стоило бы иметь запасной вариант действий на случай развития событий по аргентинскому или турецкому сценариям, включая и временный отказ от политики таргетирования инфляции.
В заключение напомним и о поручении, которое дал глава государства народу Казахстана в прошлогоднем послании:
Национальный банк должен отвечать не только за инфляцию, но и совместно с правительством за рост экономики
Об этом же говорил и нынешний премьер-министр, ссылаясь на опыт ФРС США и Европейского центрального банка. Не раз предлагали таргетировать номинальный ВВП и известные казахстанские эксперты.
Информация по странам, таргетирующим инфляцию (по состоянию на июнь 2018)
Источники: Ежегодный доклад о валютных режимах и валютных организациях МВФ, расчеты Банка России