Ситуация на Азовском море сыграет «на руку» как Путину, так и Порошенко. Но как реагировать на это Казахстану?
Российско-украинские отношения снова накалились. 25 ноября, по данным ФСБ России, украинские катера «Бердянск» и «Никополь» с буксиром «Яны-Капу» «пересекли государственную границу РФ» и неправомерно зашли во «временно закрытую акваторию» в Азовском море. По заявлению же киевских властей, они заранее предупредили россиян о переходе украинских кораблей из Одессы в Мариуполь.
Суда были остановлены российской стороной, применено оружие, один из катеров даже протаранил буксир. Россия арестовала три украинских военных судна с 23 моряками, включая троих раненых в ходе происшедшей перестрелки.
По предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО)
Петр Порошенко направил в Верховную Раду запрос о введении военного положения
на всей территории Украины, включая неподконтрольные Крым, а также Донбасскую и Луганскую области.
Азовский инцидент: в МИД Казахстана обратились к России и Украине
Как отмечает казахстанский политолог Талгат Калиев, в случае удовлетворения депутатами данного запроса Украина и Россия становятся, по сути, воюющими странами.
— Такова цена происшедшего в Азовском море инцидента. Формально правы обе стороны. Каждая со своей позиции. Украина вправе считать Азовское море как и прежде совместным, поскольку не признает отторжения Крыма, ДНР и ЛНР.
Россия живет в рамках изменившейся в 2014 году реальности де-факто и с точки зрения российского законодательства
де-юре контролирующая Крым, не признавая теперь прав Украины на акваторию этого моря. Международное право, также не отказывающее Украине в суверенитете над Крымом и непризнанными субъектами, вполне ожидаемо будет сочувствовать Украине, — замечает Калиев.
Он считает, что
военное положение может оказаться для Киева весьма кстати. Это позволяет отменить намеченные выборы
и значительно повысить рейтинг Порошенко.
— Война умеет быстро создавать героев. Это может оказаться выгодным и для Кремля, с точки зрения того же повышения рейтинга правящего лидера. Реальность последних лет ярко продемонстрировала популярность военной тематики, — говорит политолог.
На взгляд казахстанского политолога, для нас ключевой вопрос в том, как на это реагировать ОДКБ и его членам?
— Казалось бы, агрессии в отношении члена организации нет. Однако Украина рискует ввести военное положение первой. В определенной степени это можно расценивать и как объявление войны. Как же вести себя в данной ситуации Казахстану как ближайшему союзнику и стратегическому партнеру России?
Можем ли мы продолжать сотрудничество со страной, находящейся официально в состоянии войны с нашим ближайшим союзником?
Хотя с Арменией, находящейся в состоянии войны с братским нам Азербайджаном, мы состоим и в ОДКБ, и в Евразийском экономическом союзе. Значит, все-таки можно? — предполагает Талгат Калиев.