Құда тартар (растягивание свата) — старинная традиция, во время которой намеренно нарушается этикет гостеприимства. Одного из родственников свата хватают за руки за ноги и растягивают в разные стороны, а тот пытается вырваться. Все это вызывает большое веселье. После такой «растяжки» женщины бросают свою «жертву» в реку.
«Күйеу жүз жылдық, құда мың жылдық» (Зять на 100 лет, сват — на 1000), считают казахи. После того как семьи проведут степенные и важные переговоры о будущей свадьбе и договорятся обо всех деталях сватовства – қалыңмал (размер калыма) и жасау (приданое) — следует традиция «құдалық» (прием сватов).
Это взаимное приглашение, где первым делом сватов угощают құйрық-бауыр (салом и печенью) и мажут их лица мукой, которые являются символами достатка. После этого решение о сватовстве отменять уже нельзя. Поэтому о сватах говорят «Құйрық-бауыр жескен құдалар» (Сваты, поевшие сало и печень).
На казахских тоях и сегодня поют песню, где есть такие строки:
Құда, құда дегізген,
Құйрық-бауыр жегізген
Келе жатыр құдағи
Қане ашыңыз ауызды.
***
Сваты-сваты, вместе
Съевшие сало и печень,
Идет главная сваха,
Ешьте, все очень вкусно.
Смотрины невесты — традиция «Қыз көру»
Құдалық — это традиция знакомства, где преподносятся подарки, исполняются песни, кюи, гости танцуют, проводятся различные увеселительные мероприятия.
Казахи верят — как пройдет құдалық, такой и будет жизнь молодых
О важности и значимости такой традиции сказал как-то кинорежиссер, артист театра и кино Шакен Айманов: «Все это делается для того, чтобы молодые жили в согласии. Ни в одном нашем обычае нет ничего лишнего».
Адольф Янушкевич, много лет проживший в Казахстане, о встрече и приеме сватов оставил интересное свидетельство:
«Ко времени прибытия сватов у порога юрты копают ров, прикрывая сверху травой. Как только сваты переступают порог, девушки и вся молодежь в юрте осыпают их цветами, словно камушками, а сваты тем временем падают в ров. Смех, крики. Над ними вытворяют разные штуки, девушки их разувают, щиплют-щекочут… Затем их угощают, обмениваются подарками».
Во время құдалық старались развеселить сватов так, чтобы это запомнилось надолго. Например, женщины незаметно подшивали одежду гостя (обычно друга жениха) к войлочной кошме, на которой он сидел. И когда джигит вставал, кошма тянулась за ним. Естественно, это вызывало смех всех присутствующих.
На качелях любви: алтыбақан — казахский молодежный обычай
В традиции құдалық есть и другие составляющие, например, «Кәде», «Отқасалар», «Өлі-тірі» и другие. Одна из них — «Құда тартар» (растягивание свата). Это старинная традиция, во время которой намеренно нарушается этикет гостеприимства. Одного из родственников свата хватают за руки за ноги и растягивают в разные стороны, а тот пытается вырваться. Все это вызывает большое веселье. После такой «растяжки» женщины бросают свою «жертву» в реку.
«Құда тартар» можно отнести к традициям-долгожителям, она бытовала и в прошлом веке
Артист театра и кино Асанали Ашимов в книге «Майраның әні» («Песня Майры») сам был непосредственным участником этой традиции — ее он увидел за день до своей женитьбы на дочери Шакена Айманова.
Вот что случилось в доме его тестя во время «Құдалық»:
«За день до тоя, когда я пришел в дом Шакена Айманова, в коридоре увидел переполох, похожий на самую настоящую драку. Оторопев от неожиданности, я побледнел и стоял в растерянности.
Все женщины теребили одного мужчину. Стоял неописуемый шум, невозможно было разобрать, то ли они смеются, то ли ругаются
Одни тянули его за руки, другие за ноги — в общем, все тянули его на себя и норовили куда-то утащить. О, ужас! И кто бы вы думали был этот бедный мужчина?! Это же Касекен (Касым – дядя А. Ашимова), который, как говорится, приоделся по случаю моего тоя «во все лучшее, что было».
Его галстук извивался как змея, несколько пуговиц костюма улетели неизвестно куда. Но мой дядя не хотел сдаваться, противился как мог. А я испугался по-настоящему, но вмешаться не решался, так как это все было очень неожиданно. Мне стало страшно, я стоял как вкопанный.
– Сынок, у нас такая традиция, называется «Құда тартар». Вижу, что ты изменился в лице. Наверное подумал, что твоего дядю избивают, – сказал Шакен Айманов, отец моей невесты.
Наверное, таким образом он решил успокоить меня. Но разве можно было противостоять стольким женщинам? Они все-таки подняли моего дядю, поволокли и бросили в ванну, наполненную водой.
Мокрого до нитки Касекена вытащили отец Майры и его друг, кинорежиссер Мажит Бегалин. Потом Шакен Айманов одел моего дядю в новую одежду.
Смеялись все, особенно как ребенок заливался смехом Шакен Айманов
Лишь Мажит Бегалин сказал виноватым тоном:
– Ну что вы натворили?! Неудобно получилось. Это уже перебор!
А разгоряченный Касекен не унимался:
– Что стоит одно то, что меня на руки подняли известные актрисы, которых я изредка видел на сцене и с экрана кинотеатра? Давайте продолжим, может быть у вас еще есть традиция целовать свата?!»