Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов все чаще игнорирует различные знаковые для страны мероприятия. Все это происходит на фоне судорожного поиска инвесторов и новых ограничений для граждан республики.
Что за этим кроется, чем занимается лидер Туркменистана и как меняется обстановка в стране — в материале EurasiaNet.org.
На прошлой неделе президент Туркменистана не проводил еженедельного пятничного совещания Кабинета министров. И похоже, никто не знает почему.
Как заметило работающее за рубежом издание «Хроника Туркменистана», помимо отмены совещания, назначенного на 21 сентября, президент Гурбангулы Бердымухамедов также не появился ни на одном из мероприятий, посвященных открытию новых правительственных зданий. А ведь
прежде это было его любимым занятием
Правда, государственные СМИ сообщили, что сын и предполагаемый наследник Бердымухамедова Сердар принял участие в церемонии открытия новой больницы в поселке Душак Ахалской области.
Радио «Азатлык», туркменская служба Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», отметило еще одно необычное изменение в планах. Была отменена назначенная на 24 сентября первая сессия Халк маслахаты (Народного совета). Этот орган имеет по большей части совещательный характер и примечателен главным образом собранием исключительно фотогеничных и нарочито бородатых городских старейшин. Но с номинальной точки зрения подразумевается, что он отражает волю народа. Зачастую его используют для проталкивания важных политических решений. Вместо этого 25 сентября состоялась сокращенная однодневная сессия совета, на которой, как сообщается, председательствовал президент.
Чтобы создать впечатление оживленной президентской деятельности, государственные СМИ донесли до всеобщего сведения, что Бердымухамедов только что опубликовал две новые книги в добавление к огромной кипе уже существующих трудов.
Одна из них – это увесистый том об усилиях Туркменистана в достижении целей устойчивого развития, принятых ООН, который производит впечатление значимого труда. Вероятно, книга была окончена слишком поздно, чтобы в ней был упомянут недавний ежегодный доклад генсекретаря ООН Антониу Гутерриша. Помимо всего прочего, в ней говорилось, что
Туркменистан вошел в число 38 «заслуживающих порицания» стран, где правозащитники систематически подвергаются репрессиям
Быть может чуть больше энтузиазма вызовет другая книга – вторая часть президентских трудов по истории Шелкового пути. Судя по размещенной на сайте правительства фотографии, в ней множество красочных иллюстраций.
Перед тем как пропустить заседание кабинета министров, Бердымухамедов все же нашел время 19 сентября поучаствовать в открытии выставки, заявленной как итоговый обзор экономических достижений страны.
Как сообщили госСМИ, более ста стендов призваны продемонстрировать успехи в «инновационном развитии народно-хозяйственного комплекса, диверсификации промышленности, наращивании мощи национальной экономики, импортозамещении и экспортном ориентировании производства».
Хотя правительство гордится якобы достигнутой экономической самодостаточностью, полным ходом продолжается напряженная работа по привлечению инвестиций и даже просто помощи из-за рубежа.
На прошлой неделе в Туркменистан прибыла делегация из Японского агентства международного сотрудничества (JICA), государственного агентства по вопросам международного развития. В состав другой входили высокопоставленные чиновники из Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. А несколькими днями ранее в стране побывали с визитом представители японской корпорации Kawasaki Heavy Industries, в том числе ее руководитель Тацуя Ватанабэ.
Но несмотря на весь этот всплеск активности, налаживание международных связей дело гиблое.
Последняя неприятность возникла из-за довольно неожиданной ссоры с Таджикистаном. Страной, с которой у Туркменистана обычно были весьма дружественные отношения
Посол Таджикистана в Узбекистане Имоми Содик Ашурбойзод сказал в интервью ведущему российскому ежедневному деловому изданию «Коммерсантъ», опубликованном 20 сентября, что Душанбе отложило проект строительства железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан (ТАТ).
В ответ сразу раздался возглас протеста со стороны Министерства иностранных дел Туркменистана. Там выступили с заявлением, что высказывание посла стало результатом некоего недоразумения.
Cудьба железнодорожного проекта в любом случае уже вызывала сомнения. Но нетрудно предположить, что поводом для комментария посла послужили проблемы, с которыми продолжают сталкиваются таджикские дальнобойщики при попытках проехать транзитом через Туркменистан из Узбекистана или Ирана. Уже несколько недель Ашхабад по непонятным причинам не пускает их на территорию страны.
Представитель Министерства транспорта Таджикистана сказал 18 сентября местному новостному изданию Asia-Plus, что ситуация до сих пор не изменилась. Чем вызвано нынешнее охлаждение в отношениях, теорий много. Одна из них – таджикские водители грузовиков якобы вовлечены в контрабанду наркотиков. Другая – Туркменистан действует под давлением Ирана, который втянут в давний конфликт с Таджикистаном.
Придерживаясь своей уже устоявшейся привычки отталкивать потенциальных союзников, Бердымухамедов пропустил саммит глав стран-участниц СНГ, который прошел 27-28 сентября в Душанбе.
Это выглядит как особо подчеркнутое пренебрежительное отношение. Учитывая, что на саммите Таджикистан официально передал Туркменистану председательство в СНГ
Одна из рабочих поездок, которые Бердымухамедов планирует осуществить в этом сезоне, поездка в Нью-Йорк для участия в 73-й сессии Генассамблеи ООН. Последний раз туркменский президент посещал Соединенные Штаты в сентябре 2015 года. Тогда он участвовал в саммите ООН по устойчивому развитию. И это событие вдохновило его на создание недавно вышедшей книги.
Во время пребывания в США Бердымухамедов намерен принять участие в нескольких встречах, организованных для него Туркмено-американским деловым советом. Его представители недавно были удостоены прогулки на яхте Бердымухамедова вдоль Каспия. Да, именно вдоль Каспия, а не по Каспию. Они плавали по искусственному каналу, проложенному на территории очень дорогой, но нерентабельной курортной зоны «Аваза».
Точных сведений относительно того, с кем именно предстоит встретиться президенту, нет. Но известно, что в одном случае его ожидает нелюбезный прием. Международная коалиция «Хлопковая кампания» (Cotton Campaign), а также группа других неправительственных организаций 1 октября проведут акцию протеста, чтобы отметить визит туркменского лидера.
Об очевидных случаях использования принудительного труда в Туркменистане говорилось в двух вышедших на прошлой неделе репортажах Радио «Азатлык». 20 сентября издание заявило, что поскольку в этом году в Дашогузской области низкий урожай хлопка, многие работники, в принудительном порядке привезенные для его сбора, были отправлены батрачить в местные состоятельные домохозяйства.
В другом репортаже утверждалось, что
12-летнего мальчика довели до самоубийства, принуждая его участвовать в сборе хлопка в Лебапской области
И это при том, что родителям ребенка, как сообщается, удалось обойти наложенные Ашхабадом строгие ограничения на выезд и уехать на заработки в Турцию. 18 сентября издание «Хроника Туркменистана» сообщило, что число людей, включенных в списки невыездных, теперь превышает 30 тысяч человек.